Войти в почту

Продюсер "Дикой Мяты" Андрей Клюкин: Надо не дать нас запугать

Сезон музыкальных фестивалей, собирающих в формате open air десятки тысяч зрителей, откроется в России уже скоро. О чем после трагедии в "Крокус Сити Холле" теперь приходится особенно беспокоиться их организаторам? Не боятся ли ехать артисты и продолжают ли покупать билеты зрители? И самое главное: есть ли все-таки метод, как сделать массовые мероприятия максимально безопасными?

Продюсер "Дикой Мяты" Андрей Клюкин: Надо не дать нас запугать
© Российская Газета

Об этом обозреватель "РГ" спросил у Андрея Клюкина - создателя и продюсера фестиваля "Дикая Мята", принявшего у "Нашествия" (в этом году вновь перенесенного, уже на 2025-й год) негласный титул самого успешного, популярного и креативного. Такого, что постоянно придумывает очередные новшества и фестивальные события, которые потом внедряют у себя и другие отечественные open air.

Говорили мы на фестивале "Прорыв" с участием музыкальных звезд, каскадеров и автогонщиков. Он состоялся в выходные на московской "ЦСКА- Арене". И продемонстрировал, что концертная жизнь в России продолжается.

Как прошел первый после теракта фестиваль в Москве

Андрей, вы приехали на "Прорыв", чтобы изучить, какая система безопасности там, после трагедии в "Крокус Сити Холле"? И может научиться чему-то - уже для поведения "Дикой Мяты"?

Андрей Клюкин: Наш фестиваль еще только в июне, горизонт событий - далекий, поэтому, приехав на "Прорыв", я думал скорее о том, как долго и какой будет реакция на недавние трагические события. Увидел, что количество охраны увеличено, машины тщательно досматривают, рамки, усиленные посты. Всегда есть опасение, что после трагических событий произойдут глобальные перемены повседневной жизни людей. Но обычно они не происходят.

И это, наверное, правильно - страх с легкостью наполняет сознание, не оставляя места для нормальной жизни. И задача террористов запугать людей и разрушить системы нормальной жизни, а задачи силовиков - не позволить им этого. И вернуть людям ощущение нормальной и безопасной жизни.

Ну, а на "ЦСКА Арену" я приехал больше как зритель, потому что это - большой интересный фестиваль, к тому же на нем выступает группа The Hatters, с которой дружу.

Как теперь изменится система безопасности "Дикой Мяты"?

Андрей Клюкин: У нас нет новых, появившихся за эту неделю, методик и мер безопасности. Потому что мы и в прошлом году обеспечивали их полный спектр. Даже не мы, а, конечно, силовые структуры Тульской области, которые, поверьте, очень требовательны и к нам, и к себе. Мы начинаем с ними работу за 2-3 месяца до мероприятия. В нее вовлечено немалое количество сотрудников силовых ведомств. В том числе и вооруженных.

Отказались только двое

Вооруженных боевым стрелковым оружием?

Андрей Клюкин: Конечно. Работают на "Дикой Мяте" и полиция, и Росгвардия, и сотрудники ЧОПа. Предусмотрена и защита воздуха. Но я не хотел бы это обсуждать, и вообще хотел бы уйти от этой темы. Да и то, что на "Дикой Мяте" все именно так, не наша заслуга. А губернатора и всех силовиков Тульской области.

И не мы придумываем, как и что делать с безопасностью, а выполняем разработанные инструкции. И нам говорят: "Так, ребята, приедут сотрудники Росгвардии, для организации их быта нужно выполнить то, то и то". И продолжают, что будет столько-то полицейских, а собак - вот столько…

Каждую машину мы проверяем при въезде. Не важно: будет пробка, не будет пробка - пока каждую машину не проверим, никто на фестиваль не заезжает.

Это очень конструктивно. А мне важно знать, что с нами взаимодействуют очень профессиональные и включенные в процесс люди.

Все ли музыканты соглашаются ехать на фестиваль и ставят ли новые требования по безопасность?

Андрей Клюкин: В этом году у нас было только два артиста, с которыми мы не договорились (как правило, на "Дикой Мяте" выступает от 90 до 110 групп, - прим. ред.). Это молодые исполнители. У одного из них неожиданно изменились финансовые условия будущего шоу, а другой сообщил, что у него нет фестивальных планов на это лето, только сольники. Но ни на кого мы не в обиде.

А зрители за эту неделю не начали сдавать билеты?

Андрей Клюкин: Нет.

Какие опасности у open air сегодня

Было время - фестиваль проходил два уик-энда подряд, и в каждом играли другие группы и солисты. А в этом ограничится только одними выходными с 14 по 16 июня. Это из-за трагедии в "Крокусе"?

Андрей Клюкин: Нет, дело не в этом. Мы и в прошлом году проводили "Дикую Мяту" в один уикенд. В 2022 году у нас было два фестиваля, потому что до этого было два года отмен, и мы считали верным, дать зрителям в качестве компенсации два разных события. А второй задачей было проверить, можем ли мы физически провести их два подряд? Но потом появилась и третья: изучить экономику столь длительного мероприятия…

Ведь вначале я думал, что если сцены построить, то они легко простоят на поляне от первого до второго open air, и так окажется дешевле! Оказалось, что нет. Потому что содержание инфраструктуры, охрана, заборы - все это в итоге обошлось нам, наоборот, еще дороже…

Теперь не будете рисковать?

Андрей Клюкин: Зато мы выяснили, что наша команда тянет: физически мы можем поводить два фестиваля подряд. Да и зрителям понравилось. Вот только с точки зрения экономики это был провал. Но при этом мы сохранили главное - веру в "Дикую Мяту" зрителей, музыкантов, подрядчиков и партнеров. А это дороже денег…

Возможно, позднее мы еще вернемся к идее двухнедельного фестиваля. Но пока меня больше занимает арт-кэмп "Дикая Мята", где помимо флагманского фестиваля пройдет как минимум еще три. У нас там работают музыканты, художники, актеры, литераторы. И еженедельно проходят 2-3 концерта.

Так что фестиваль "Дикая Мята" - это скорее вишенка на торте нашего арт-кэмпа, который работает ежедневно уже круглый год.