Рискованный номер: "Мистер Икс" в Московской оперетте рвет шаблоны
Попытки вернуть оперетте активную жизнь предпринимаются постоянно. По-новому прочитана "Сильва" в интерпретации либреттиста Алексея Иващенко и режиссера Дмитрия Белова, свежо зазвучал "Боккаччо" Зуппе с новым сюжетом Константина Рубинского. Он же перенес в Голливуд интриги "Веселой вдовы" Легара. Теперь Московская оперетта выпустила премьеру "Мистера Икс" (по "Принцессе цирка" Кальмана с новым либретто Рубинского) - она триумфальна.
Здесь вторжение новизны не так радикально: найден точный баланс между тем, что мы любим в традиционной версии с ее мелодраматизмом, патетическими хорами, комическими репризами (публика наизусть их знает и заранее хохочет, предвкушая), и сюжетными линиями, уже своей новизной снявшими налет вековой пыли. Происки барона де Кревельяка (Владислав Кирюхин) сохранены, как и страсть аристократки к циркачу в маске. Соблазна вернуться к оригинальной версии, где действуют русские персонажи, авторы избежали, но приблизились к ней, детально разработав интригу. Явились новые персонажи - авантюристка Пьеретта (Ольга Белохвостова) с ее сынишкой-воришкой (сногсшибательный живчик Иван Токарев) и Пикассо (Алексей Волков) вошли в ряд главных героев. Действие развивается не только в цирке (ажурный купол и свободно перемещающиеся площадки), но и над Парижем - на Эйфелевой башне.
Выполняя мечту Кальмана, в Екатеринбурге "Принцессу цирка" играли на арене цирка, в Московском театре мюзикла включили в действие цирковые номера. В Театре оперетты режиссер Валерий Архипов вознес акробатов под колосники сцены, а иллюзионный трюк с "распиливанием женщины", умноженный опереточным драйвом, стал одним из самых забавных хитов вечера. Кордебалет обернулся пестрым парадом клоунов - правда, этот много раз повторившийся лейтмотив рано или поздно становится монотонным. Это, пожалуй, из немногих упреков, которые можно предъявить феерически прекрасной новинке.
В спектакле есть неподдельная любовь к жанру. На дворе праздник: в Московский театр оперетты вернулась оперетта!
Первое и главное, что цементирует вихревое действо, - музыкальная стихия, азартно управляемая Константином Хватынцом. Абсолютно индивидуальное звучание насквозь знакомой партитуры делает ее по-новому увлекательной, живой, рождающейся здесь и сейчас. Традиционные "номера" срослись в единую звуковую ткань, живущую одним дыханием с персонажами. Хиты, заимствованные из оперетты "Герцогиня из Чикаго", органично утрамбовались в богатый музыкальными красками спектакль.
По всем канонам, когда переживания героев достигают апогея, зрители получают разрядку в комедийных эпизодах. На сцене хозяйка отеля Каролина, ее верный служащий Пеликан и бунтующий сын Тони - он женился на укротительнице тигров Мари, и ей предстоит укротить рассвирепевшую свекровь. Наступает звездный час для Елены Зайцевой и Михаила Беспалова, Алены Голубевой и Владислава Токарева, герой которого из фана переквалифицировался в журналюгу. Этой сцены публика ждет как дети в обед сладкого - и получает полное удовлетворение с щедрой добавкой: дуэль Каролины с Пеликаном по комическому накалу выдержит состязание с любыми классическими образцами, а по обаянию не имеет аналогов.
Теодорой Вердье была в тот вечер Ольга Козлова с ее волнующим, глубоким, эмоционально гибким сопрано. Мистером Икс предстал Павел Иванов, - для него эта роль стала новым взлетом. Щедро одаренному артисту, которого, как и Елену Зайцеву, кино сделало лауреатом мировых фестивалей, чаще доставались роли простачков. Здесь его герой аристократичен, эффектен, и на его долю выпадают самые тяжелые испытания: его любовь грозят разрушить социальные барьеры. И звенящий, по-юношески страстный голос артиста в совершенстве передает отчаяние его героя: уже выходная ария абсолютно взрывает зал.
Из слабых (надеюсь, временно) мест премьеры - некоторая суетливость массовых сцен, их перегруженность и отсутствие эмоционального центра, за которым нам предлагают наблюдать, - нечеткость, размытость хореографического рисунка. Но в главном "Мистер Икс" Московской оперетты - образец целостного музыкального шоу, где все - от вокала и актерского мастерства до звучания оркестра и режиссерского решения - выдержано на мировом уровне.
Постоянно "умирающему" жанру наконец-то оказано доверие. Оперетту чаще пытаются нарядить в одежды мюзикла, отчего легкий жанр переходит в разряд тяжеловесов, где обнаруживает свою слабину. В новом спектакле ощущаются неподдельная любовь к жанру, понимание его преимуществ и владение его условностью. Оперетта обращена к нашим самым первичным, но и самым важным, базовым чувствам, их чистоту и силу стоит беречь. Так что на дворе праздник: в Московский театр оперетты вернулась оперетта!