Выставка к 155-летию музыковеда Александра Затаевича открылась в Алматы

В Алматы проходят выставки, посвященные творчеству Александра Затаевича. В этом году исполнилось 155 лет со дня рождения музыковеда-этнографа. Как ему удалось зафиксировать богатое наследие и так точно передать его колорит, узнала корреспондент «МИР 24» Александра Салмина.

Сегодня эти песни легко послушать в записи, а больше века назад Александр Затаевич переносил их на нотный стан с живого голоса без диктофонов, камер и даже знания языка исполнителей.

«Его тонкое музыкальное чутье и гениальный слух помогли проделать колоссальную работу. Перед вами два сборника: «Тысяча песен казахского народа». Он записывал их на ноты, начиная с 20-х годов прошлого столетия. А уже в 1931 году свет увидели «500 казахских песен и кюев», –рассказала библиотекарь отдела искусств Национальной библиотеки Республики Казахстан Зарина Ажибекова.

Это одно из первых изданий сокровище национальной библиотеки. Книге почти 100 лет. Стоит под стеклом, в руки только в перчатках.

«Особенность этого труда в том, что нотные записи он дополнял комментариями к произведениям. Мелодии не безликие, в книге можно узнать, кто передал Александру Викторовичу ту или иную песню. Он даже описывал, как выглядят авторы, и все это в ярком литературном стиле», – рассказал библиотекарь службы редких книг и рукописей Национальной библиотеки Республики Казахстан Ертай Билял.

Впервые казахскую музыку Затаевич услышал в Оренбурге, когда город еще был столицей Казахской Республики и центром культурной жизни. Тогда напевы кочевников и стали делом его жизни.

«Казахский народ – он же поет всегда: он поет и когда радость, и когда печально, и все это настолько захватило Александра Викторовича. Он посчитал, что такое богатство и кладезь казахского народа обязательно нужно зафиксировать», – отметила руководитель отдела по хранению фондов центрального государственного музея Республики Казахстан Маржан Жунусова.

Его не пугали ни голод, ни болезни, которые унесли жизни больше половины населения в то время. За три года ученый-этнограф объехал всю степь.

Организовывать встречи и собирать песни степных акынов помогали более 500 корреспондентов и советников. Среди них и известные казахские культурные деятели.

«В песенном фольклорном творчестве при записи он, конечно, основывался на европейском нотописании, и это немножко сказывается, на самом деле, но тем не менее колорит он не потерял. Известно, что он записывал песни Амре Кашаубаева из уст самого великого нашего певца, даже как-то содействовал тому, чтобы он участвовал в фестивале дни культуры в Париже», – рассказала заместитель директора Центрального Государственного музея Республики Казахстан Галия Темиртон.

Эти нотные записи сделаны рукой Затаевича. Здесь три народные песни, и они не опубликованы. В 1936 году этнограф подготовил новый сборник, но не успел издать его при жизни. Завершить дело пыталось не одно поколение казахстанских ученых.

«Я готовлю к выпуску третий том Затаевича. Вместе с факсимиле это где-то 800 страниц. В сборнике 495 песен и кюев. Все они с комментариями на 300 страниц. Мысль издать его родилась лет 15 назад. Недавно проект поддержали на государственном уровне. Позади больше трех лет работы, и вот в следующем году, надеюсь, книга будет издана», – отметил доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы Еркин Шукман.

Александр Затаевич не только первый собиратель народных песен. Он один из основателей казахской профессиональной фортепианной музыки. Это его обработка песни Мухита Мералиева «Айнамкоз».

Этнограф собирал и систематизировал не только казахские напевы и мелодии. Сохранил для потомков старинные песни разных народов: татар, кыргызов, поляков. Работой Затаевича восхищались и вдохновлялись Рахманинов, Брусиловский, Прокофьев, не раз доказывая, что его коллекции нет равных до сих пор.

Александр Затаевич собрал свыше 2 300 вокальных и инструментальных мелодий. За свою музыкально-этнографическую работу он первым в истории казахского искусства удостоен звания народного артиста Казахской АССР.