Актёр Ефим Шифрин: «В Филёвском Парке я заново родился»
Широкому зрителю Ефим Шифрин известен по своим эстрадным миниатюрам на ТВ. Ну а театралы Москвы знают артиста по ролям в Театре мюзикла, который до переезда на Пушкинскую площадь, 2, в течение пяти лет размещался на западе Москвы, в ДК имени Горбунова в районе Филёвский Парк.
ДО ВСЕГО ЕСТЬ ДЕЛО
– Ефим, когда бываете на улице Новозаводской, рядом с «Горбушкой», ностальгия охватывает?
– Конечно. Мне очень нравился тот конструктивистский ДК. Это место очень дорого моему сердцу, здесь я заново произошёл как артист, понимаете? Потому что мюзикл – это совершенно особый жанр, который полностью для меня был новым. Зато сегодня я себя считаю артистом мюзикла.
– Каким был ваш первый мюзикл, сыгранный в ДК Горбунова?
– «Времена не выбирают». И это была для меня, конечно, революция. Я ведь как привык существовать на сцене? Сказал – посмеялись. А здесь театр, партнёры, танцы. Пение под живой оркестр – отдельная тема. Не вступил в нужный момент – и всё, дирижёру несите капли. Что же касается моих молодых партнёров, которых я увидел в ДК Горбунова, я быстро понял, что они дадут фору любому. На первой репетиции я кого-то из группы назвал танцовщиком. Это была такая обида... Я потом узнал, что это актёры новой школы, все с драматическим образованием. Просто делают то, что мы не делаем. Они двигаются в той пластике, которую почерпнули в бродвейских мюзиклах. Они этим живут и не вымучивают движения так, как я, – влево носок, вправо носок.
– А почему вы вообще пошли в жанр мюзикла?
– Актёр должен лезть во всё, к чему имеет касательство его профессия. Иначе мы бы видели Юрия Никулина только с засученными рукавами на ослике в цирке и не знали бы пронзительности его драматического существа в фильме «Двадцать дней без войны».
«Принимаясь за новое, я всегда поступаю в первый класс. Если чего-то хотеть – нет никаких рамок. Главное – не стесняться учиться», – считает юморист.
Когда артист осваивает пространство, которое имеет отношение к его навыкам, к его прямому назначению: развлекать, слёзы и смех из зрителя исторгать – я только за.
Ефим Шифрин в роли Пуассона в спектакле «Принцесса цирка». Фото: Московский театр мюзикла
ВЕТЧИНА С МЁДОМ
– Много лет назад вы в одном из интервью сказали: мне не нравится, что нашему шоу-бизнесу поставили тройку. А сегодня, по-вашему, отношение к шоу-бизнесу изменилось?
– Во-первых, я сейчас мало работаю на эстраде. Во-вторых, если что изменилось во мне за эти годы, так это готовность ставить оценки. С возрастом стараешься меньше кого-то оценивать. Всё больше строже к самому себе относишься. И, в-третьих, я не считаю себя частью шоу-бизнеса. В меня никто ничего не вкладывает. Мой способ работы на эстраде больше похож на работу на производстве. Шоу-бизнес – это майки с фамилией Шифрин, это сумки, клатчи с моим именем, – ничего этого у меня нет. Я один на эстраде.
– Давайте вернёмся к вашему «во-первых» – где сегодня Шифрин-юморист? Вас стало намного меньше в телеэфире.
– Вы правы, меня там почти нет. Мои поклонники почему-то воспринимают это как некий знак недовольства мной или того, что меня забыли. Но спешу всех успокоить: у меня по-прежнему есть выбор. Я сейчас чаще отказываюсь сниматься в юмористических программах, чем соглашаюсь. Для меня стал иметь значение контекст. Раньше мне казалось: сделал номер, и у публики есть шанс оценить меня лично. А потом оказалось, что телевизионный продукт – это блюдо. И у зрителей нет ни времени, ни желания вынимать ингредиенты: брокколи я буду, а отварную морковку – нет. И мне показалось, что я не на каждом блюде хочу красоваться. Это не значит, что Шифрин – лучший ингредиент. Просто иногда бывает ветчина с мёдом. Кому-то нравится. Мне – нет.
– Когда хочется побыть наедине, развеяться, куда отправитесь на западе Москвы?
– В Филёвский парк. Любимое моё место.