Теодор Курентзис исполнит трехчасовые "Страсти по Матфею" Баха
Теодор Курентзис, хор и оркестр musicAeterna. Большой зал Филармонии, Санкт-Петербург, 8 апреля; Концертный зал "Зарядье", Москва, 10 и 11 апреля
В афише всех трех концертов духовная оратория И.С. Баха "Страсти по Матфею" - одно из наиболее масштабных произведений великого немецкого композитора. Изначально Пассионы, написанные на евангельскую тему страданий Христа, предназначались для лютеранского богослужения в Великую пятницу, они оказались одной из вершин творчества Баха и мирового искусства, посему очень часто исполняются в самых лучших концертных залах планеты. И так сложилось, что каждое прикосновение выдающихся музыкантов к баховским Пассионам непременно становится символом эпохи. И в этом контексте к исполнительской версии Теодора Курентзиса неизбежно прикован особо внимательный взгляд.
"Страсти по Матфею" длятся около трех часов и состоят из 78 эпизодов. Они разделены на две части, между которыми во времена Баха звучала проповедь настоятеля. Церковное пространство диктовало выбор исполнительских сил: два небольших оркестра разного состава, два смешанных хора плюс хор мальчиков, две группы солистов располагались флангами вокруг большого органа, создавая стереоскопический эффект.
Текст оратории представляет собой компиляцию отрывков из Евангелия, духовной поэзии XVII-XVIII веков разных авторов и собственных стихов соратника и друга Баха Кристиана Фридриха Хенрици, с которым композитор работал на протяжении 20 лет. Структура сочинения многосложна. "Страсти" открываются и закрываются большими хоровыми "порталами". Повествование ведется в речитативах Евангелиста, реплики "действующих лиц" (свидетелей, Пилата, его жены, Иуды, учеников...) исполняют солисты и хор turba, Голос Иисуса в речитативах всегда звучит в сопровождении струнной группы оркестра.
Музыка "Страстей по Матфею" объемлет весь композиторский арсенал Баха, а также весь содержательный компендиум немецкого барокко с его лютеранской сосредоточенностью на личном переживании евангельских текстов и веры как таковой. Сложнейшие контрапункты и простая гармония хоралов, насыщенная мотивная символика и пронзительные мелодии арий, тонкое использование оркестровых тембров и мощные тутти, в которых все исполнительские силы соединяются, не теряя каждая своей особой роли - в музыке "Страстей по Матфею" духовное, интеллектуальное и эмоциональное начала неразделимы. Поэтому расшифровка бесчисленных загадок этого великого произведения и внимательное вслушивание в него занимают весь мир на протяжении трех веков.
В нынешнем исполнении баховских пассионов к Теодору Курентзису и его musicAeterna присоединятся Детский хор "Весна" имени А.С. Пономарева, а также приглашенные солисты: сопрано - Елизавета Свешникова, Елене Гвритишвили; альты - Андрей Немзер, Наталья Буклага; теноры - Егор Семенков в партии Евангелиста и Борис Степанов; басы - Алексей Кротов в партии Иисуса и Игорь Подоплелов.