"Мы живем по Шнитке". В Музее Музыки открылась новая выставка

Его имя нельзя было произносить громко вслух, его творчество было под запретом, но его музыку для кино слышал весь Союз. В своей музыке он обращался ко всем жанрам и стилям, сочетая несочетаемое, но и в этом многообразии не терял собственного амплуа. Выросший в России и завоевавший уважение среди великих он все равно ощущал себя чужим. Шнитке - личность парадоксальная. Какой получилась выставка, посвященная 90-летию Альфреду Гарриевичу Шнитке, рассказывает "РГ".

"Мы живем по Шнитке". В Музее Музыки открылась новая выставка
© Российская Газета

Навстречу юбилею

2024 год богат юбилейными событиями, среди которых 24 ноября ярко отметят 90-летие со дня рождения выдающегося советского и российского композитора, музыковеда и педагога - Альфреда Гарриевича Шнитке. Российский национальный музей музыки к этой дате подготовил яркую, пеструю, богатую по содержанию и емкую выставку "Коллажи Альфреда Шнитке" - под стать композиторскому стилю.

Название выбрано не просто так: в своих сочинениях Шнитке использовал технику полистилистики - соединение разнородных стилистических элементов. Это могли бы реальные цитаты из жемчужин барокко или бит-музыка, звучавшая из радио по соседству. Иной раз Шнитке настолько точно попадал в тот или иной стиль, что при прослушивании задаешься вопросом - цитата ли это или авторский мотив? Отсюда в музыке такой калейдоскоп жанровых вспышек, которые переплетаются между собой, уводя вихрем в единый звуковой поток, где уже нет деления на музыку старую и новую, на серьезную и несерьезную.

Увидеть детали

Выставка расположилась в Музее-квартире Сергея Прокофьева - филиале Музея Музыки, где один небольшой зал стал на время комнатой искусства Шнитке. Камерная и уютная выставка вкупе с представленными уникальными личными вещами композитора дают возможность прикоснуться к совершенно удивительному миру творца, полному трудностей, вдохновения и достижений.

Среди экспонатов - письменные принадлежности, книги, награды, афиши, эскизы к кинофильмам и мультфильмам, магнитофон, кассеты и рукописи, где можно разглядеть внимательно почерк композитора. Но больше всего внимание привлекает огромный портрет в начале экспозиции, поражающий проникновенным взглядом музыканта. Чуть поодаль - мягкое кресло, так уютно вписавшееся в обстановку. "Когда я увидел портрет, я остановился. В нем весь композитор, с немножко отстраненным, но сосредоточенным взглядом", - поделился впечатлениями директор Музея Музыки Михаил Аркадьевич Брызгалов.

Рядом расположился магнитофон, а в качестве звукового сопровождения - популярнейшее сочинение Шнитке "Сюита в старинном стиле". Так и предстает моментально перед глазами облик композитора, сидевшего в кресле с "Доктором Фаустусом" Томаса Манна и слушавшего абсолютно разную музыку.

Фото: Пресс-служба Музея Музыки

А на стенах - запечатленные яркие моменты из жизни - овации и поклон после блестящих концертов вместе с Геннадием Рождественским, Мстиславом Ростроповичем, Валерием Полянским, Юрием Башметом и многими другими артистами.

Из первых уст

В создании выставки помогли коллекционеры - музыковеды Валентина Холопова, Светлана Савенко и директор "Института геотехники и инженерных изысканий в строительстве" Михаил Богданов, мать которого, музыковед Алла Богданова, написала труд "О кининомузыке Шнитке". В несколько простой и импровизированной форме проведенная презентация казалась некой теплой встречей в узком семейном кругу, где гости поделились своими мыслями и воспоминаниями о композиторе.

"Музыка Альфреда Гарриевича буквально оживает и оживляет мультфильмы. Это сочетание искусств, которые создают что-то невероятное. С геологической точки зрения фильм "Экипаж" - полная чушь, но музыка же там совершенно потрясающая. И как такие разные чудесные мелодии могли создаваться одним композитором - удивительно", - поделился своим мнением Михаил Богданов.

"Он был человеком, не ощущавшим свое величие. В отношении своего дара он был скромен. Судьба его была трагической. Как Альфред Гарриевич сам замечал о себе, им были пройдены огонь и вода, но медные трубы так и не удалось услышать. То, что его музыка продолжает жить сегодня - это большая радость", - поделилась музыковед Светлана Савенко, лично общавшаяся с композитором.

Наследие композитора богато: 9 симфоний, 6 кончерто гросси, множество концертов, камерных сочинений и многое другое. Особое место занимает киномузыка. Шнитке написал музыку более чем к шестидесяти фильмам. Среди наиболее значимых - "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Экипаж", "Спорт, спорт, спорт", "Маленькие трагедии", "Стеклянная гармоника" и многое другое. Были случаи, когда Альфред Гарриевич сам обращался к конкретным артистам для исполнения своих сочинений. Так композитор лично писал Владимиру Минину для исполнения его Реквиема для хора. Но если тогда при жизни композитора этого не удалось сделать, то сейчас сочинения Шнитке являются главными в репертуаре хора, о чем заявил художественный руководитель Московского камерного хора им. В. Минина Тимофей Гольберг, вручивший музею диски с новыми записями хоровых сочинений Шнитке.

Звезды сошлись

Имя Шнитке по-особому сопровождает директора Музея Михаила Брызгалова. Будучи студентом консерватории он играл на выпускном экзамене "Сюиту в старинном стиле" Шнитке. Гораздо позже став директором Саратовской филармонии, хлопотал с присвоением ей имени Альфреда Гарриевича, а сейчас на посту музея второй раз создает выставку в честь него. И каждый раз его музыка открывается по-новому, признался Михаил Аркадьевич.

Что дальше?

Это только начало празднования юбилея Альфреда Гарриевича. Выставка продлится до июля. Михаил Аркадьевич поделился планами, рассказав, что Саратовская область, откуда родом Шнитке, проявила инициативу отметить юбилей. В Энгельсе и Саратове сохранились архивные материалы, связанные с композитором. Поэтому в ноябре, ко дню рождения Альфреда Гарриевича, сразу шесть музеев, вместе с Музеем Музыки и частными коллекционерами, представят масштабный новый проект, посвященный Альфреду Гарриевичу. Память композитора в этом году чтят очень достойно, ведь он при жизни не получил заслуженного призвания, не услышал "медных труб". Вся его жизнь была чередой препятствий, но он продолжал творить до конца дней. Его музыка уникальна и сложна, она вне всякого времени или эпохи и удивительным образом не теряет сегодня своей современности и новизны. "В музыке Шнитке отражена вся наша жизнь. Ее радости, ее диссонансы, ее пестрота, ее трагизм. Мы живем по Шнитке", - говорил Мстислав Ростропович.