От скомороха к трагику: амурский журналист поделился воспоминаниями об актёре Игоре Булатове
Заслуженного артиста РФ, бывшего актёра Амурского областного драмтеатра, руководителя праздничного агентства «Счастье» Игоря Булатова похоронили в Благовещенске 27 марта – во Всемирный день театра. Простите за цинизм, но лучшей даты для актёра, пожалуй, нет.
Вечное «потом»
Я лично был знаком с Игорем Владимировичем лет 20, с тех времён, когда я, студент АмГУ, был участником знаменитого университетского - Народного - театра «Глобус». Впервые Булатова я увидел на сцене областной «драмы» в комедийном спектакле «Дама-невидимка» в роли слуги главного персонажа. «Фишкой» спектакля было исполнение некоторых эпизодов в замедленном действии. И на этих местах весь зал с Булатова просто надрывал животы от смеха. Комедию он всегда делал первоклассно, причём максимально естественно, органично.
В «Глобусе» Булатов ставил нам бои на шпагах в спектакле «Тогда в Севилье» - в версии о Дон Жуане, в которой легендарный любовник представлен переодетой женщиной. И в непосредственной работе Игорь не всегда был юморным добряком! Но, даже получив от него нагоняй, за ним всё равно тянулись, как за дудочкой крысолова.
Я, главный мужской персонаж постановки, по сюжету в боях не участвовал, зато Булатов учил меня, как Дон Жуана - женщину - обнимать. У меня, актёра, на репетициях с этим совсем не клеилось, и Игорь, уже отфехтовавшись, вдруг бросился к нашей паре: «А ну-ка, иди сюда! Вот как надо. Это и в жизни пригодится!»
Последний раз с Булатовым мы увиделись в театре на прощании с актёром Александром Симонцом. Отойдя в сторонку, мы с Игорем пошептались немного о покойном для моего репортажа. Булатова театр попросил тогда подхватить роли Симонца в «Мастере и Маргарите» и «Летучем корабле» - как отказать, несмотря на то, что из «драмы» уже давно ушёл?
И вот через полтора месяца мы встречаемся опять, снова в театре, снова на похоронах - уже Булатовских. Самое противное - вспоминать, как наспех летели последние обрывки: «Как дела? Ну, привет Ольге (моя супруга некоторое время работала у него в «Счастье» - Авт.)». Это вечное дурацкое «потом-потом, ещё переговорим»!
То же было, например, и с амурским кинорежиссёром Владимиром Розановым, который с Игорем был, так сказать, на короткой ноге ещё в свою бытность свадебным видеооператором.
Последний раз мы пересеклись на одном из спектаклей, куда Игорь привёл воспитанников своей театральной студии «Булавочка», а сам слонялся в фойе, одинокий, скучающий, - рассказывает Владимир. - И я там был. Он меня увидел, обрадовался: «О, Вовка, привет!» А я спешил невыносимо: нужно быстро выставить съёмочную аппаратуру и успеть в буфет, хоть что-то на перекус схватить, потому что со съёмок на съёмки. И я просто на бегу: «Игорёк, потом…обязательно…опаздываю…извини». Это было 22 марта, а в ночь с 23 на 24-е его не стало. И так вот он и стоит у меня перед глазами: открытый, радостный, что можно с человеком поговорить.
«Кому я там нужен?»
В этом тексте хотелось также затронуть работу театрального актёра Булатова в кино - местном, амурском. Игоря в этом качестве, можно сказать, открыл благовещенский кинорежиссёр Сергей Храмых. Его криминальная комедия «Ограбление по…» стала первой амурской картиной, получившей в 2018 г. прокатное удостоверение.
Участвовать в этой работе выпала честь и мне. «Ты капитан полиции, едем снимать доклад судье», - сказал мне Сергей. А судьи кто? Приезжаю - Булатов! И мы дружно: «О, здрасте! Новые горизонты осваиваем?» Я весь фильм - голос от автора, рассказываю всё судье, а в конце он уже в кадре смеётся моему докладу. Смех Булатова - его, можно сказать, визитная карточка: и камень не выдержит - захохочет!..
После «Ограбления» Сергей с Игорем продолжили сотрудничать. Последний фильм (третий) с участием Булатова, уже в главной роли - «Три попытки» - сняли полностью. Не успели лишь финальную фотосессию для постера. К сожалению, сам центральный исполнитель даже черновой монтаж не увидел.
С Игорем нас познакомил Володя Розанов лет 10 назад. Мы снимали чей-то юбилей, который вёл Булатов, и я очень впечатлился его манерой, энергией, - вспоминает Сергей. - Прошу Вову: познакомь меня с ним, хочу предложить роль в кино. И Булатов, надо сказать, с третьего только раза согласился. Но съёмку сделали, и Игорь Владимирович, можно сказать, влился, и после этого сказал: «Зови в любой проект». И я сам был очень рад увидеть, что он - абсолютно киношный актёр. Театр и кино - разные вещи, и многие театралы перед камерой теряются. У Булатова такой проблемы не было. И мы с ним даже как-то разговаривали: почему бы не поехать в Москву, не попробоваться? На что Игорь лишь отмахнулся: «Кому я там нужен?» Но, думаю, к кино он потеплел, оценил его, потому что заявил в конечном итоге: «Пусть узнают и запомнят, что был такой артист - Игорь Булатов».
На «Трёх попытках» Храмых и решил, так сказать, разрушить Булатовское амплуа весельчака, клоуна, скомороха. К этому Сергея сподвигла лента «Зимняя резина» - вторая с участием Игоря. Он, работник шиномонтажа, узнаёт от настоящего Деда Мороза, что ребёнок, которого он, работяга, всю жизнь воспитывал, не его.
Меня просто поразило, как Игорь Владимирович изобразил удивление своего персонажа - как это можно сыграть? - вспоминает Сергей. - И с того момента я захотел написать специально для Булатова некую драматическую ситуацию. «Три попытки» - это трагикомедия о человеке, решившемся на самоубийство из-за долгов. Но у его души есть шанс попасть в рай. В целом, идея родилась из возникшей в голове фразы: «Чтобы умереть, надо выжить». Булатов продолжал поражать меня своим профессионализмом, дисциплиной, полной отдачей на каждом дубле. В фильме у него были некоторые физнагрузки, которые и не всякий молодой выдержит, а он в 60 на горизонте героически со всем справлялся, даже зарабатывая синяки. Конечным результатом я лично доволен на 200 процентов. И для меня было особенно важно, чтобы именно Булатов увидел окончательный монтаж… Картину мы хотим и в прокат пустить, и по фестивалям покатать. И я всё мечтал, что обязательно постараюсь оторвать Игоря Владимировича от насущных дел, чтобы поездить - вместе представить фильм.
Справка
И. Булатов (1965 - 2024) долгое время состоял в труппе амурского драмтеатра. В 2007 г. организовал своё праздничное агентство. Создатель детской театральной студии «Булавочка». Театральные работы: «Загадки дома Вернье», «На бойком месте», «Дом, где всё кувырком», «Плутни Скапена», «Мадам, звонят…», «Тени», «Ревизор», «Стакан воды», «Дама-невидимка», «Поминальная молитва», «Жениха вызывали?», «Селфи со склерозом», «Мастер и Маргарита».