Войти в почту

Кто вы, новые герои?..

Слово в рамках разговора получили все заявленные участники, а именно: Владислав Отрошенко, прозаик, член жюри премии "Ясная поляна"; Валерий Попов, прозаик, председатель союза писателей Санкт-Петербурга; Евгений Попов, прозаик, вице-президент Русского ПЕН-центра; Дмитрий Воденников, поэт, член жюри "Русской премии", премии "Гипертекст", конкурса "Класс!"; Юрий Козлов, прозаик, главный редактор журнала "Роман-газета"; Ася Петрова, детский писатель и переводчик; Юрий Нечипоренко, прозаик, критик, председатель "Всероссийского фестиваля детской книги"; Женя Декина, прозаик, сценарист, редактор отдела прозы портала "Лиterraтура"; писатель Борис Евсеев; и Елена Сафронова, прозаик и литературный критик. Модераторами выступили главный редактор "Литературной газеты" Максим Замшев и зам главного редактора Анастасия Ермакова. Максим Замшев. Объявляя дискуссию, "Литературная газета" сформулировала тему вполне чётко: существует ли в сегодняшней литературе герой, олицетворяющий эпоху? Кто главные герои вновь написанных книг, и складывается ли в них образ условного "героя нашего времени"? Но, как часто бывает, выступающие не столько ответили на поставленные вопросы, сколько обозначили новые аспекты проблемы "героев нашего времени" и целый спектр смежных тем. Потому разговор получился, безусловно, очень интересный, но не подводящий к однозначному мнению. Что тоже правильно: когда речь идет о художественном пространстве, полная однозначность невозможна – от неё рукой подать до одномерности. Тогда как текущая русская литература какая угодно, но не одномерная. Заглавное слово сказал Владислав Отрошенко. В своей речи он коснулся одного из знаковых литературных явлений современности – романа Дмитрия Данилова "Саша, привет!" . Логично: ведь главный герой этого произведения вовсе не герой, не "победитель", а жертва, отвергнутая социумом. Пожалуй, можно сказать, что главным героем этой книги вообще становится социальный абсурд, а не кто-либо из персонажей. Тем самым Отрошенко задал "вводную", практически ставшую общим местом современной литературы: действующие лица нынешних литературных произведений крайне редко являются "героями" в общепринятом смысле слова. Особенно это касается прозы, создаваемой в последние годы. Дмитрий Воденников. Поэтому следом за Отрошенко микрофон передали Дмитрию Воденникову вместе с вопросом: а каковы герои современной российской поэзии? Отличается ли в ней положение дел от картины в "мире" прозы? Спикер ответил метафорично и обратился для иллюстрации своей мысли к сказке Андерсена "Дикие лебеди". Он напомнил, что, в итоге всех перипетий этой довольно жестокой истории, последняя волшебная рубашка Элизой была не довязана, и поэтому десятый брат-принц остался человеком с лебединым крылом. - Мне кажется, в наше очень сильно пограничное время наш герой – это человек – как воин, который вернулся с войны с пустым рукавом. Этот брат – все равно, что человек, вернувшийся с войны, только вместо пустого рукава у него белое крыло. Мне кажется, герой современной литературы – это человек, который состоит из небесной сущности, нечеловеческой, и человеческой сущности. Поэзия пытается все это примирить. Это не получается примирить. Поэтому она и оказывается гениальна, — сформулировал Воденников. Ася Петрова. Ася Петрова расширила тему обсуждения, рассказав о героях иностранной литературы, которую она переводит. Слушатели получили возможность сравнить тенденции в прозе нашей страны и европейских стран. Петрова работает как переводчик и книжный обозреватель с современной французской литературой. Как примету времени она отметила "феминизацию" литературных героев. По мнению Аси Петровой, героинь-женщин становится больше, так как писательниц становится больше, и они поддерживают нынешний тренд – писать о том, как героини переживают некие драмы или переломы судьбы. В пример спикер привела три книги: романы "Небесное дитя" и "Ультрамарины", которые сама перевела на русский, и "не свой" графический роман "Большая дыра" или "Большая пустота". Петрова отметила, что все три книги – о бегстве от чего-то неприятного и мучительного, по сути, об эскапизме. Не всегда эскапизм кончается трагично – одна героиня, к примеру, стала женщиной-капитаном судна. И все же тренд на бегство от обыденности очевиден и в зарубежной прозе. О детской литературе Петрова сказала, что давно уже на семинарах для детских писателей поднималась тема отсутствия сегодняшних ярких, обаятельных и чисто сказочных героев, типа Незнайки или Чебурашки – и начинающие авторы сетовали на "безгеройное" время. При этом, по наблюдениям писательницы, молодым людям больше нравится читать книги не с активными и смелыми героями, а с ребятами, похожими на них же самих: нерешительными, нуждающимися в поддержке, опоре и обществе себе подобных. Петрова высказала мысль, что вот такие персонажи и нужны молодежи. Возможно, так и есть: на чужих ошибках легче учиться, чем на своих. Юрий Нечипоренко и модераторы дискуссии. Юрий Нечипоренко , подхватив эстафету у Петровой как детский автор, отметил, что он знает другую "линейку" писателей для детей и юношества, и персонально упомянул роман Эдуарда Веркина "Облачный полк", в центре которой реальный человек, партизан и герой Советского Союза Леня Голиков. Так что подлинно героическими образами текущая проза не так и бедна. В порядке рекомендации и с апелляцией к собственному опыту Нечипоренко предложил "возвращать" в литературу подлинных героев минувшего, писать книги о реально существовавших исторических деятелях разных сфер. Также писатель сделал упор на необходимость создания новых книг, как художественных, так и просветительских, о людях науки и их подвижническом труде, таких, как у Даниила Гранина ("Иду на грозу", "Зубр" и т.п.). Женя Декина как член экспертного совета премии "Большая книга" отметила тревожную, на её взгляд, тенденцию: все большую инфантилизацию героев современной прозы, выражающуюся в том, что даже авторы несерьезного возраста пишут романы в виде воспоминаний о детстве и детских переживаниях. Каждому кажется, что его судьба уникальна, но со стороны видны почти стереотипные сюжеты… Также Декина раскритиковала предпринимаемые многими начинающими писателями романтизировать 90-е годы, связав это с общественным резонансом сериала "Слово пацана". Юрий Козлов. Юрий Козлов отвечал на вопрос с литературоведческой точки зрения. - Что такое литературный герой? Он рождается от понимания автором добра и зла. То, что автор считает тем и другим, находит отражение в положительных и отрицательных героях, — рассуждал Юрий Вильямович. – Второй компонент – отношение автора к окружающей действительности. Насколько автор видит опасные тенденции, насколько он с ними не согласен. На стыке этих двух представлений и рождается литературный герой. Козлов сослался на то, что и в русской классике многие персонажи не были героями как таковыми: то "лишние люди", то лентяи и бездельники, то аферисты – но все же они вошли в золотой фонд нашей литературы. Относительно современной литературы Козлов видит сложность в том, что она живет бэкграундом минувшего десятилетия, вышеупомянутых "девяностых", и отсюда многие превратные представления о том, что хорошо и плохо. Исходя из этого, писатель "напророчил" появление истинных литературных героев в сочинениях писателей будущего, которые именно сейчас приходят в творчество. Должна признаться, что мнение о "негероических" героях классики я разделяю, о чем не раз писала . Выступая, я развила свою постоянную мысль о том, что в текущей прозе происходит пересмотр самого понятия положительного героя: он все меньше похож на князя Мышкина, которого Достоевский придумывал специально ради создания образа "положительно прекрасного человека". В прозе нового времени "лучшие" герои – те, кто берут на себя ответственность за других людей или за решение каких-либо вопросов. Но при этом такие персонажи зачастую не в ладу с законом или с моралью… Поэтому я тоже смею думать, что настоящие положительные герои в литературе появятся тогда, когда все общество поймет, что есть добро, а что есть зло. Елена Сафронова. Валерий Попов согласился с Козловым в том смысле, что все лучшие литературные герои – "половинчатые" (те, о которых нельзя сказать, добрые они или злые, "черные" или "белые"). Но он напомнил, что в создании героя все зависит от писателей. Каждый пишет героя так, как его представляет. Поэтому действующее лицо одного из последних романов Попова – человек, переживший 90-е, уже поэтому являющийся героем. Валерий Попов. А Евгений Попов внес некоторую "протестную" ноту в общий хор. - Слово "герой" я считаю неточным, так как героев в литературе нет, а есть персонажи. И Онегин, и Раскольников, — сказал писатель. Продолжая эту мысль, Евгений Анатольевич в целом был оптимистичен: он видит в нашей литературе новых интересных писателей, которые не соотносятся с авторами-"шестидесятниками", и это прекрасно: у них есть собственный путь. Многие "запреты" и установки ушли в прошлое, а также появились новые возможности издания и распространения своих текстов, потому Попов считает, что писателю сейчас проще состояться, чем раньше. Борис Евсеев поддержал Попова словами о том, что во всякую эпоху есть свое "культурное принуждение", за которое авторы часто "прячутся", утверждая впоследствии, что вынуждены были именно так написать, как требовало общество! Общий смысл выступления Бориса Тимофеевича сводился к тому, что настоящий писатель должен писать не так, как "диктуют", а так, как выстраивается его собственный замысел. "А у нас сейчас нет великих замыслов – есть задумки", - с горечью констатировал Евсеев. Важен были и другой его тезис: "Многие ушли в литературу и забыли, что перед литературой есть русский язык. Пишут так, что читать нельзя и невозможно". По мнению Евсеева, "погрешности" перед русским языком встречаются у представителей всех литературных поколений, и он призвал беречь в своем творчестве наш великий язык, не подменяя его "пиджином, англо-американской смесью". В целом дискуссия была интересна и полезна всем собравшимся. Надеемся, когда участники круглого стола напишут свои статьи для "Литературной газеты", там прозвучат и конкретные пожелания и рекомендации для формирования настоящих "героев нашего времени" в текущей литературной ситуации. Скорее всего, "новые" герои не будут похожи на "старых". Но они не менее характерно отразят наше время и его идеи.

Кто вы, новые герои?..
© Ревизор.ru