"Падение империи": каким получился фильм о новой гражданской войне в США

Английский писатель и сценарист Алекс Гарленд вот уже десять лет успешно занимается режиссурой, дебютировав в 2014-м оскароносной фантастикой "Из машины" и продолжив успешным хоррором "Аннигиляция". Два года назад вышел ещё один его арт-ужастик - спорный, но, безусловно, небезынтересный "Род мужской". Теперь Гарленд решил себя попробовать себя как постановщик боевика. Впрочем, как и следовало ожидать, тут есть нюансы.

"Падение империи": каким получился фильм о новой гражданской войне в США
© Rg.ru

Фильм Civil War, то есть "Гражданская война", официально выходит в РФ. Да ещё и за день до официальной американской премьеры - сегодня. Картины независимой студии A24, в отличие от продукции крупнейших голливудских компаний, мимо российского рынка не проходят, а уж эту ленту не показать в нашей стране было бы, по меньшей мере, странно.

Сюжет развивается в недалёком будущем на развалинах бывших Соединённых Штатов Америки, на территории которых пылает, собственно, новая гражданская война: объединённые силы Техаса и Калифорнии готовятся к штурму Вашингтона, во Флориде заправляют сепаратисты, в Портленде вообще засела маоистская коммуна - в общем, кругом кровавый революционный хаос.

Рекламная кампания "Гражданской войны" умело играла на интригующем весь мир живописании краха планетарного гегемона, а отечественные прокатчики, что и неудивительно, решили этот эффект усилить. Поэтому в России фильм получил название "Падение империи" (и то только потому, что студия не дала добро на ещё более громкое "Падение США").

Надо сразу предупредить, что сама по себе гражданская война, её причины, протекание, следствия - вообще весь этот контекст - Гарленда (он же, разумеется, и сценарист) не слишком интересуют. Внутриамериканское противостояние присутствует почти в каждом кадре, но сложить из этих непохожих эпизодов цельную картину не удастся - автор такой цели перед собой и не ставил. Зачастую вообще невозможно понять - кто в кого стреляет и почему: "Там сидит кто-то, кто пытается нас убить. Мы пытаемся убить его", - ёмко разъясняет происходящее персонаж одной из лучших сцен.

На самом деле перед нами - военкорская драма, начинённая едкой сатирой, что в полной мере раскрывается уже в самом финале. В центре внимания - группа журналистов, отправляющаяся в опасную поездку в осаждённую столицу: прожжённая, но заметно уставшая фотограф Ли (Кирстен Данст), пожилой репортёр Сэм (Стивен Хендерсон) и матёрый корреспондент Джоэл (Вагнер Моура). На хвост им падает юная и амбициозная обладательница плёночного фотоаппарата Джесси (Кейли Спейни). Энтузиастка с горящими глазами жаждет перенимать у вчерашних кумиров опыт. Главным образом - профессиональный цинизм, и это невинную барышню постепенно преображает до неузнаваемости.

Да, речь идёт об избитой дилемме, завязанной на цене, которую журналист готов заплатить за эксклюзив, но Гарленд преподносит её с обезоруживающей иронией - несмотря на жуткие зверства, коими он, не чураясь предельного натурализма, наводняет экран (тут нужно особо отметить сильнейший эпизод с Джесси Племонсом). Даже личная трагедия Ли, в самый неподходящий момент впадающей в гибельный ступор, точь-в-точь как её тёзка из "Великолепной семёрки", хоть и вызывает сочувствие, выглядит до беспощадности закономерно.

Ну и, очевидно, совсем не случайно эта незамысловатая, но весьма остроумная деконструкция образа якобы независимой западной журналистики помещена опытным провокатором Гарлендом именно в такие декорации. Бесчеловечные расправы над гражданскими в самом сердце страны, Белый дом в огне, тотальное обесценивание и деградация - такие ужасы многие поколения жителей западных стран всё ещё видели только по телевизору. А теперь самое время всё это примерить на свою привычную беззаботную жизнь.