Современное искусство рядом с экспонатами Политеха на выставке "На дне морском"

В Галерее на Елоховском открылся совместный с Политехническим музеем проект "На дне морском". Пока главное здание музея на Лубянке находится на реконструкции, Политех ищет возможность показывать свои артефакты на других столичных площадках, не считая открытого хранения в технополисе "Москва". Долгожданное возвращение исторического здания должно произойти в 2025 году.

Современное искусство рядом с экспонатами Политеха на выставке "На дне морском"
© Российская Газета

В восьми залах галереи - таинственные глухие звуки, как будто со дна морского. Известный современный художник Владимир Дубосарский приглашает сделать глубокий вдох и начать погружение на глубину. Картины, на которых детские пупсы и женские туфли на каблуках помещены на дно морское, он создавал специально для проекта. Так автор пытался законсервировать прошлое.

Что происходит с вожделенными модными фетишами, как только они попадают к нам в руки? Правильно, они перестают быть нам интересными. Работы Кати Афониной - как раз о теме глянцевости современной культуры и переменчивости наших желаний. В ее керамических ларцах и косметичках, будто раздавленных толщей воды, - пустые пузырьки из-под модных духов и баночек с кремом. Как переменчива и текуча водная стихия, так же непостоянны тренды, навязанные нам рекламой. Работу "Зеркало" она создала после того, как в ее багаж случайно попала анонимная любовная записка, когда возвращалась из Таиланда. Под стеклом - будто погруженный на дно морское гербарий: работа получила название "Цветы ненавидят каждый холод в жизни".

Третий зал - архив. Здесь экспонаты, предоставленные Политехническим музеем и Московской спасательной службой. Зрители как будто попадают на затонувший корабль, где сохранились подзорная труба, астролябия 1831-1846 годов, компас, секстант, невероятно мощный подвесной судовой фонарь конца XIX века. Многокилограммовый скафандр для работ под водой - рабочий, хоть завтра на глубину. Сам костюм создан в 1970-е, а двадцатикилограммовые шлем и ботинки - дореволюционные. К слову, такие шлемы производят и используют до сих пор. Чтобы носить такой костюм, нужно обладать недюжинной физической силой. Рядом - книги о море из императорской коллекции. Эти предметы по соседству с современным искусством будто размывают границы между прошлым и будущим. Ведь воде все равно - она давно смыла вчерашний день, смоет и сегодняшний.

Мимо будто проплывают диковинные животные Дишон Юлдаш, где осьминог - демонический символ буддийской философии. "Хрупкие" слезы Вики Сорокиной напоминают о том, что море - внутри нас. А инсталляция "Морские жители" Анастасии Аспарагус, сделанная их воздушного детского пластилина, - о наших детских страхах и обидах. В первом приближении вроде животные, а издалека вся конструкция похожа на колючую проволоку.

В последнем зале - работы Артура Самофалова и Павла Ртуе, Марго Трушиной и Александра Крылова. На крупноформатных живописных полотнах - синева неба и морских волн, ударяющихся о ноги, блики яркого солнца. Все - как будто мираж заброшенного города. Это пространство уединения и поиска тишины в себе и осознания мудрости воды, которая консервирует историю, проходя свой вечный круговорот в природе.