Пуританская честь и отрезанная голова
Извлечение из пыли веков антикварной вещицы Джузеппе Верди для коллектива "Новой оперы" увенчалось большим творческим выигрышем. Непредсказуемый риск смельчаков-постановщиков "Стиффелио" оправдался неподдельным любопытством со стороны меломанского сообщества и делом профессиональной чести всей команды создателей. В этом сезоне спектакль занял почётное место в афише театра, театральной Москвы и даже России. Этой оперной редкостью украсил свою программу и Верди-марафон. Над постановкой Екатерины Одеговой работали: музыкальный руководитель Александр Самоилэ, художник Этель Иошпа, хормейстер Юлия Сенюкова, художник по свету Стас Свистунович. В апрельском показе Верди-марафона место за дирижёрским пультом в спектакле занял Андрей Лебедев. "Стиффелио" - лирическая драма в 2-х действиях по пьесе французских драматургов Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа "Священник, или Евангелие и сердце" (1849) уже осенью 1850 года была показана в Триесте в виде оперы на либретто Франческо Мария Пьяве. Любовные страсти пастора протестантской секты не могли вызвать положительный отклик в католической Италии. Провал и дальнейшее забытьё вердиевского детища были предопределены. Энтузиасты из "Новой оперы" в 2020 году впервые в России представили концертное исполнение неизвестного произведения композитора и в 2023 опера почтенного возраста заблистала новизной. Режиссёрский взгляд Одеговой извлёк из сюжета огромный пласт разнонаправленных переживаний, помыслов и поведенческих реакций героев на фоне противоречивых религиозных, этических, человеческих чувств. Для зрителя такое прочтение создало интересную психологическую задачу, требующую глубоких размышлений и не дающую однозначных ответов. Режиссёр сотворила многоплановые подтексты, оставив открытый финал. На чьей всё же стороне любовь Лины, Стиффелио или Рафаэля? Изменница-жена, кается в мимолётном грехе, признаётся в сердечной привязанности мужу, но после избиения им, обнимает отрезанную голову любовника. Спектакль полон весьма сильных страстей, которые проявляются внешне преувеличенно. Сергей Поляков (Стиффелио) сразу показывает страстность натуры и недюжинный темперамент, вроде бы, неподобающие священнику. Его сильный голос не отражал смиренность чувств проповедника, а выдавал внутреннюю борьбу. Этот образ хорошо вписался в финальную сцену Стиффелио и Лины (Елизавета Соина), где обнажились истинные чувства обманутого мужа. Подчёркнут и карикатурный комизм сцены восторженного предчувствия возмездия Графа Станкара, отца Лины. Анджей Белецкий был превосходен в этой роли, в каждом своём эпизоде актёрски становясь центром событий. Также, прыжки Рафаэля (Сергей Писарев) были преувеличены до глупости в дуэли с графом. Эти моменты были короткой передышкой перед предстоящей трагедией. Елизавета Соина не сразу совладала с голосом. В начале спектакля тембр пестрил неровностями, под конец зазвучал более убедительно. Дирижёр Андрей Лебедев щедро раздавал оркестровые фортиссимо, усиливая и без того высокий градус происходящего. Финал первого действия с хором и солистами зашкаливал динамикой. Второе действие звучало более сбалансировано. Впервые слушать музыку Стиффелио - это, во-первых, наслаждение, которое всегда доставляет гений Верди. Во-вторых, это любопытная викторина на угадывание вердиевских хитов, мелодические ростки которых звучат в музыкальном материале ранней оперы композитора. Будущие темы и фактурное оформление арий, дуэтов, ансамблевых, оркестрово-хоровых эпизодов из опер "Травиата", "Риголетто", "Трубадур" узнаются в "Стиффелио". Именно эти три шедевра заявлены в программе Верди-марафона. Ещё любителям Верди предложат масштабный "Реквием" и концертное исполнение опер "Разбойники" (также эксклюзив "Новой оперы") и "Аида" (в сопровождении песочной анимации).