Валерию Полянскому — 75
19 апреля отмечает юбилейный день рождения дирижер, художественный руководитель Государственной академической капеллы России народный артист России Валерий Кузьмич Полянский. В этот день в Концертном зале имени П.И. Чайковского — концерт «Валерий Полянский – 75. К юбилею Маэстро». В исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением юбиляра прозвучит одно из любимых сочинений дирижера Вторая симфония Малера (солистки Юлия Томина — сопрано и Людмила Кузнецова — меццо-сопрано). В исполнении хора прозвучат сочинения a cappella Чайковского, Бортнянского, Танеева, Калинникова, Рахманинова, Шнитке. Валерию Полянскому одинаково подвластно управление хором и оркестром. Маэстро рассказывает, что уже в 13 лет дирижировал хором — причем взрослым хором — в вечерней музыкальной школе. Уже тогда он четко представлял свой путь в музыке. Потом была учеба в Мерзляковском училище, в консерватории, где 22-летний студент организовал камерный хор, стремительно вошедший в число лучших в СССР, а вскоре и в мире (в 1975 коллектив получил первую премию на престижнейшем хоровом конкурсе в Гвидо д’Ареццо» в Италии, а Полянский был назван лучшим дирижером). Достать билеты на концерты хора Полянского было в те годы невозможно, петь в нем считалось огромной честью. В 2021 хор Полянского отметил 50-летие. Столь же сильная и глубокая привязанность Валерия Полянского — оркестр. В 1977 он окончил Московскую консерваторию в классе Геннадия Рождественского. Дружба и сотворчество ученика и учителя продолжались почти полвека. В 1992 Рождественский передал Полянскому руководство Государственной академической симфонической капеллы России, созданной в конце 1991 (первый концерт Капеллы состоялся 27 декабря 1991). В состав Капеллы вошли два коллектива Министерства культуры СССР: Симфонический оркестр, который возглавлял Г.Н. Рождественский, и Государственный камерный хор под управлением Валерия Полянского. С тех пор судьбы Валерия Полянского и ГАСК России неразделимы. Капелла — уникальный коллектив (более 200 человек: оркестр, хор, солисты), в репертуаре которого около 600 сочинений всех жанров: симфоническая музыка, инструментальные концерты. хоры a cappella, оратории, кантаты, реквиемы, мессы, оперы, оперетты в концертном исполнении. С утра репетирую на Мосфильме с оркестром, потом по пробкам еду на нашу базу на Пятницкой улице, чтобы репетировать с хором, — рассказывает Валерий Кузьмич. — После хора — солисты, часто до ночи. Это не работа, а образ жизни». И так — уже больше 30 лет. Добавим к этому педагогическую работу в Московской консерватории, где Полянский заведует кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Среди его воспитанников — лауреат Московского международного конкурса имени С.В. Рахманинова Иван Никифорчин, худрук и главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостана Дмитрий Крюков, руководитель ансамбля Questa Musica, один из самых востребованных дирижеров Филипп Чижевский. Валерий Полянский — художник, мыслящий масштабно, долгосрочными проектами. Впервые в России Госкапелла провела уникальный цикл «Густав Малер и его время» (в 2013–2016), в котором прозвучали все симфонии, включая Десятую в версии Р. Баршая (российская премьера), «Песнь о земле», «Жалобная песнь». К 175-летию П.И. Чайковского (2015) был организован фестиваль «Музыка на все времена», где прозвучали все симфонии композитора, девять духовных хоров, «Литургия св. Иоанна Златоуста» и опера «Пиковая дама». Дважды Валерий Полянский проводил фестивали в честь памятных дат С.В. Рахманинова, исполнив все симфонии, оперы, духовные хоровые сочинения. Более 20 лет Полянский и Капелла проводят оперные абонементы в залах Москвы. В рамках абонементов Московской филармонии исполнено 20 опер Верди. Капелла неоднократно представляла абонемент, в котором звучат шедевры русской оперы. Всего в репертуаре Капеллы — около 50 опер в концертном исполнении и semi-stage, в том числе и оперы современников; Шнитке, А. Николаева, А. Чайковского, Журбина… Исполнение новой музыки, содружество с композиторами-современниками — особая страница творчества Валерия Полянского. Ему обязаны успехом своих сочинений Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Николай Сидельников, многие другие мастера. Музыка Шнитке постоянно в репертуаре Валерия Полянского с 70-х годов. «К одним его сочинениям я хотел бы вернуться, другие играл много раз и мне этого пока достаточно, а третьими дирижировал бы с удовольствием, но все же только по необходимости, — рассказывает Полянский. — Скажем, исполнять Восьмую симфонию —необыкновенно тяжело эмоционально, после этого надо очень долго приходить в себя и восстанавливать силы. Шнитке, особенно поздний, — не та музыка, которую можно просто послушать; ее надо пережить, это тяжелая работа ума, души, сердца… Причем работа, без которой человек просто не может быть полноценным. Поэтому Шнитке я играю и буду играть, без него мировая культура уже немыслима». Десятки премьер исполнены на фестивале «Московская осень», непременным участником которой коллективы под управлением В. Полянского являются с первых шагов этого крупнейшего форума современного искусства. «…Необходимо, чтобы звучали произведения наших дней. Мы живем в мире, который полон самых различных эмоциональных красок, душевных настроений, переживаний, противоборства страстей. Все это отражено так или иначе в богатейшей сокровищнице мировой музыки, все должно быть представлено на современной концертной сцене. Поддерживать современных композиторов — наш долг», — говорит дирижер. С юбилеем, маэстро! Многая лета! «МО» Дорогие наши читатели, коллеги, друзья! Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах. Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»! Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения». Также вы можете поддержать наше издание финансово. ПОДДЕРЖАТЬПОДПИСАТЬСЯ «Музыкальное обозрение» в социальных сетях