"Вы пришли на мюзикл, я сижу рядом - вам повезло": Анна Лукоянова о парадоксальных ожиданиях зрителей
Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Что происходит с "нелёгким лёгким"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене. Что делают актрисы, чтобы их героини могли конкурировать мужскими персонажами - покорителями сердец? Какого зрителя ждут? За что любят джукбокс-проекты? И в чём секреты "Мамма Мии!" - почему фанаты так хотят петь и танцевать на каждом номере? Разбираемся с артисткой мюзиклов Анной Лукояновой. Её вы точно видели в мюзикле "Мамма Мия!" и "Бал вампиров". - Для вас мюзикл - это какие три состояния? - Честность. Сверхэмоция. Сложное актёрское существование. - Что привело к желанию таких "сложностей" в жизни? - Я с детства чувствовала себя клоунессой. Я каждый день приходила домой со школы и пыталась быть разной. Кайф от того, чтобы прожить свою жизнь и жизнь другого человека - это то, за чем я пришла в театр. А вообще я мечтала стать балериной. Я стояла на пальцах, и меня взяли в балетную школу. Но так как мой папа - военный, мы переехали из города, где я училась. Балет остался там, зато появилась музыкальная школа. - Ваш дебют в мюзиклах случился на "Мамма Мии!". Когда вы работали в этом проекте в начале 2000-х, на что делали акценты, как подкупали русскоязычного зрителя, который был скептически настроен к "новому" жанру? - Будем честны, зрители мюзикла на 80 процентов - женщины. Ну давайте будем честны (смеётся) . Поэтому, когда на сцене простые женские проблемы как старшего поколения, так и младшего, - "подключаются" к действию все. АВВА - это уникальная музыка, которая очень легко ложится на слух, и ты просто не можешь остановить желание подпевать. К тому же большой плюс для того, чтобы зритель "принял" мюзикл, - наличие полюбившейся экранизации. - Джукбокс-мюзиклы как формат вам заходят? - Да. Знаешь, я очень люблю группу "Секрет"! Я с детства придумывала их песням сюжеты для клипов, когда крутила пластинки у бабушки. Мы с подружками наряжались в разноцветные платья из маминых шкафов, танцевали под эти песни, и, когда я пришла на мюзикл "Ничего не бойся, я с тобой", мне страшно понравилось. На одну ниточку нанизываются хиты, история, смыслы. По сути, со сцены звучат слова, которые мы знаем и слышим с детства. Круто, что с возрастом мы и считываем, и вкладываем в них новые смыслы. Так что да, джукбоксам я говорю "да". Что уж там, "Бал вампиров" практически джукбокс Стеймана. А ещё всегда хочется подпевать. К сожалению, в нашей культуре так делать не принято - это не всегда приветствуется, потому что зритель, сидящий рядом с тобой, пришёл "вкушать" действие со сцены, а не твой восторг слушать, но (смеётся) тем, кто сидит рядом со мной на мюзиклах - им повезло. - Часто хороший материал в мюзиклах характеризуют как "лёгкий". Но тем не менее артисты и режиссёры не устают доказывать, что жанр вовсе не лёгкий. Парадокс? - Мне очень нравится термин Алексея Франдетти "нелёгкий лёгкий жанр". Потому что реально сложно. Мюзикл - огромная махина, которую на себе каждый показ тащит огромное количество людей. Поэтому да, самая большая проблема мюзиклов сегодня - стереотипное восприятие жанра. Да, к массовому зрителю в голову не залезть, но… Я люблю ходить в театр не по работе и иногда слушать, что думают люди. И однажды выхожу я как-то после "Красавицы и Чудовища" - проекта мирового масштаба с историей и армией фанатов, и слышу: "Ну так, сказочка для детей". И Театр оперетты "Граф Орлов": "Вот это я понимаю - мюзикл". А там все умерли! Никакой "лёгкой истории", которую все подразумевают под жанром. В "Орлове" нет никакого просвета, и тем не менее круто, что люди ходят и ищут "свой" мюзикл. - Сегодня "в топе" проекты тёмные. Те же вампиры - не исключение. Как считаете, в чём крючок "ужасов"? - Для меня лично важно идти туда, где страшно. У меня по жизни так: что-то страшно делать, идти туда - это рост. А ещё там мужские персонажи - покорители сердец (улыбается). - А что вы как актриса делаете, чтобы женские персонажи "не проигрывали"? - Зрительнице должно хотеться стать этим персонажем, почувствовать себя на её месте. В героине должна быть сила. Ты не должна быть "придатком" к мужскому персонажу, не быть его обрамлением - твой персонаж должен быть интересной личностью. Например, Магда из "Бала" или Донна из "Мамма Мии!" - они очень цепляют. - Как зритель к какому персонажу или спектаклю лично вы прикипели? - Я не пропускаю блоки "Всё о Золушке". Хоть один раз в блок, но я приду. Золушка - человечек светлый, позитивный, чистый. Такого в жизни не встретить. А жаль. Кстати, как актриса об этой роли не мечтаю - понимаю, что в типаж не попаду. Поэтому да, сижу в зале и погружаюсь в историю. Если получится это сделать на все сто процентов, то для меня как для зрителя - успех. "Всё о Золушке" - это возможность увидеть во всём мире что-то хорошее. Фото: Юлия Губина