На ММКФ показали фильм Свердловской киностудии "Нелюбимка" об артисте Niletto

Фильм Станислава Сорокина "Нелюбимка" вошел в конкурс документального кино 46-го ММКФ. Картина об известном певце и артисте привлечет поклонников уникальными материалами и авторским подходом к теме - как следствие, высокой степенью откровенности героев. А тем, кто придет смотреть "с чистого листа", будет интересен ответ на вопрос: где заканчивается публичный образ и начинается личность?

На ММКФ показали фильм Свердловской киностудии "Нелюбимка" об артисте Niletto
© Российская Газета

После выпуска в 2019 году песни "Любимка" музыкант Niletto и его команда "взорвали чарты" и обрели славу, но молодому человеку не кажется, что популярность принесла ему счастье. Жизнь стала богаче и комфортнее, но свобода творчества была утеряна. Его образ сросся только с одной "вирусной" песней. Фанаты готовы окружить его в любом городе, в любом здании - но в конечном счете им хочется войти в раж и прыгать, слушая одни и те же строчки. Внутреннему конфликту героя по этому поводу и посвящен фильм "Нелюбимка".

Режиссер мог бы снять провокационную картину, но пошел иным путем. Почти все скандальные высказывания или курьезы, связанные с артистом, здесь не показаны. Фильм Станислава Сорокина исследует драму человека, творения которого, помимо одного "коронного", большинству малоинтересны. При этом он выполнен в легкой форме и с зажигательной интонацией.

Niletto и его команда раскрываются в процессе поездок на родину: в Екатеринбург и Свердловскую область. Манера, в которой подано их путешествие, напоминает легкостью, скорее, американское кино о какой-нибудь музыкальной группе. Словно смотришь не документальный, а игровой фильм об отношениях внутри коллектива и столкновении с внезапно пришедшей славой.

Музыка связывает всех героев и становится общим языком для совершенно разных людей: взрослых и юных, родителей и детей, гуманитариев и технарей. Перед выступлением Niletto на заводе в Верхней Салде местный работник блеснет, сыграв на саксофоне; на встрече артиста со школьниками мальчик одолжит у него гитару и "украдет" внимание зрителей фильма, спев не по возрасту мрачную песню. В музыке незаметно не сфальшивишь - тут работает чистая эмоция, которая в фильме подхвачена очень точно. А вот к репрезентации героя появляются вопросы.

На первый взгляд, образ Niletto выглядит прилизанным, идеализированным - и отчасти это так. Если бы фильм был снят посторонним человеком, была бы уместна дистанция, но Сорокин - друг артиста, поэтому деликатность неудивительна.

Но и панегирик режиссера не интересовал: скорее, уважительный портрет сложного человека. Постепенно в изображении героя становятся все более заметны полутона. Было бы странно вменять режиссеру претензию, что он умолчал какие-то сомнительные стороны личности героя: для того, чтобы узнать все "горячие" подробности, достаточно зайти в интернет. Но и вскользь Сорокин показывает достаточно.

Кадр из фильма. Фото: предоставлено ММКФ

Появляются комментарии, выражающие недоверие Niletto, сомнение в искренности человека, который ведет себя одним образом на публике и другим - в реальной жизни. Вот артист сталкивается с навязчивыми поклонниками: то фанаты требуют с ним сфотографироваться, то в очередной раз попросят спеть песню, которую он уже слышать не может. Niletto не злится в открытую - по крайней мере, в фильме нам этого не показывают, - однако на его лице, в жестах заметно нарастающее раздражение, а в формулировках проскальзывает пассивная агрессия.

Может возникнуть закономерный вопрос, чем "Нелюбимка" с ее классическим форматом документального кино "talking heads" ("говорящие головы", дающие ответы на вопросы) отличается от серии интервью с героем на ТВ или YouTube? Конечно, тем, что фильм не сводится просто к портрету одного человека. Ближе к финалу на первый план выходят темы семьи и прощения, уже успевшие стать сквозными для ММКФ нынешнего года. Вот герой играет с отцом в футбол, вот они обсуждают бытовые вопросы, вот папа вспомнит, как сын просил его позвонить матери и извиниться за ссору. В общении артиста с отцом, в непосредственном, ненаигранном контакте все меньше игры на камеру и все больше - человека.

Здесь фильм дарит герою надежду на примирение с собой и достижение нового этапа в творчестве. Тогда и формат картины становится понятен: по сути, это документальное роуд-муви, изображающее героя в поиске себя. А режиссер Сорокин нашел свой ракурс, свой ключ к тому, кто этот человек, его герой, и что он из себя представляет. Главное, напоминает нам режиссер, полюбить себя и быть честным, а слава - потом. Насколько это имеет отношение к реальному Niletto - вопрос спорный. Но экранный артист получился таким.