Почему педагог-новатор Владимир Обухов не представляет у доски учителя-робота

У него на уроках Винни Пух может превратиться в... русского помещика, дагерротипы оживают в цвете, а ученики с энтузиазмом сравнивают химическую формулу мыла из восемнадцатого века и современную...

Почему педагог-новатор Владимир Обухов не представляет у доски учителя-робота
© Российская Газета

Владимир Обухов шесть лет преподает историю и обществоведение в средней школе N 36 Симферополя. Возраст - тридцать два года. Двое детей и квартира в ипотеку. А еще он классный руководитель для 38 подростков. В общем, типичный нетипичный современный педагог. Его новаторские подходы в обучении уже хорошо известны за пределами школы и города: Обухов успел победить в одном из конкурсов профессионального мастерства.

- К сожалению, книги школьники сегодня читают мало. Более того, если еще несколько лет назад мы заполняли этот пробел фильмами на историческую тематику, то теперь и это работает слабо, - констатирует педагог. - Окно восприятия подростков нередко умещается до тик-токовых форматов. Но достучаться до ребят можно!

Владимир в поиске новых форм, экспериментирует, нащупывает точки соприкосновения, пробует, проверяет идеи опытом, чтобы заинтересовать свою аудиторию. Искать точно нужно там, где учащимся интересно - это аксиома.

- Ну, например, вышла новая часть мультсериала "Три богатыря", все ее посмотрели, она на слуху. Мы в это время проходим церковную никоновскую реформу, - рассказывает учитель. - Я своим ученикам подбрасываю вопрос: а как крестились богатыри? Двумя пальцами. А Никон как предложил? Тремя. А для чего это было сделано? И вот так мы вместе разбираем эту сложную тему.

При всем господстве гаджетов и клипового мышления в мире современных подростков, они любознательны, как любые дети во все времена, и обожают играть. Поэтому игра "Найди несоответствие" сразу легла на плодородную почву. Например, в известном зарубежном фильме герой бежит через кварталы чайна-тауна Лондона, но в этом городе такой квартал возник во второй половине прошлого века, а сюжет фильма - только о начале века...

- Или еще пример. Ребята активно обсуждают ролики одного из нашумевших российских сериалов о подростках, - делится педагог. - Модная тема. Мы вместе разбираем, что показано в картине. Говорю: взгляните, какими красками режиссер изобразил атмосферу того времени, города, отношений и т. д. А теперь давайте посмотрим подлинные фотографии. Вот так прививаю им критическое мышление, которое необходимо и в исторической науке, и в жизни.

Кстати, исторические фото вообще отдельный элемент учебного процесса. Современные технологии позволяют представить реальный мир совсем в ином свете, достаточно раскрасить черно-белые снимки, и у детей в глазах уже восторг и удивление: ух, ты! Вот как, оказывается, это было. На самом деле, мостиков от истории к другим предметам может быть очень много, уверен Владимир Обухов. Это и занимательная химия, и математика...

Так, его ученикам очень нравится этимология - наука о происхождении слов. Скажем, попалось в литературе выражение "поташное ремесло". О чем оно, совсем непонятно. Можно пропустить, а можно докопаться до истины.

- Выясняем, что поташ - это древесная зола, из которой на Руси издревле делали мыло, - приводит пример из своей практики Владимир. - А что еще кроме золы для этого нужно было крестьянам? А какая химическая формула мыла? Из чего его делают сегодня? Вот так проходим маленький квест от одной области знаний к другой. Материал урока при этом усваивается заметно лучше, по обоим предметам.

К Владимиру Обухову я попал на урок истории в восьмом классе. Тем сразу две: Пугачевское восстание и Русско-турецкая война. Весь урок вроде бы по классике, никаких новаторских отступлений, но вот поговорив о Пугачеве, попутно выяснили, какие народы живут в Поволжье. А на теме Русско-турецкой войны посчитали, сколько это в современных деньгах - контрибуция в 4 миллиона рублей, которые Турция заплатила России по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору. На другом уроке считаем, сколько же "мертвых душ" могла позволить себе Коробочка, если крепостной крестьянин во времена Гоголя стоил 90 рублей. А каким был среднегодовой доход помещика?

- Вот этих игровых элементов, отступлений, на уроке должно быть разумное, ограниченное число, - уверен Владимир Обухов. - Учитель - это не скоморох, и не шоумен. Его задача не развлекать, а нести знания, пробуждать интерес исследователя. У нас есть учебный план, и мы ему следуем. Это никто не отменял.

Сегодняшних школьников социологи относят к поколению Альфа. Они родились во время, когда в жизнь прочно вошли смартфоны и планшеты, а сами тинейджеры владеют гаджетами, лучше, чем их родители. Отсюда легкодоступность и перегруженность информацией, клиповое мышление, как следствие - усталость и раздражение.

- Они просто другие, - говорит педагог Владимир Обухов. - Сегодняшний 12-летний школьник владеет информацией больше, чем полвека назад 40-летний взрослый человек. И этот объем информации каждые 10-15 лет удваивается. Ее уже невозможно сохранить в голове, поэтому для них естественны внешние носители.

Игровых элементов, отступлений на уроке должно быть разумное число. Учитель - не шоумен. Его задача не развлекать, а нести знания, пробуждать интерес исследователя

Нужно ли этого опасаться, пытаться противостоять? Владимир честно признается, что не знает ответов на все вопросы. Очевидно одно - технический прогресс остановить невозможно, его можно только использовать в своих интересах. Поэтому современный педагог в непрерывном поиске. Вот, скажем, искусственный интеллект, сравнительно недавно ворвавшийся в нашу повседневную жизнь. Что с ним?

- Мы с коллегами уже обсуждали эту тему, искали варианты. Можно вместе с ребятами превратить стихи Ахматовой в песню: ИИ это может, подберет музыку и даже споет голосом любого исполнителя. Здорово, увлекательно. Или попросить ИИ проиллюстрировать эпоху Екатерины II, принятие Крыма в состав России. Уверен, школьников это не оставит равнодушными, - рассуждает историк Обухов. - А вот робота-учителя у доски представить не могу. Даже если он будет нести знания наравне или лучше человека. Но где эмоции, где сопереживание, человеческие глаза, наконец?