Моноспектакль Александры Урсуляк прошел в столичном Доме актера

Некогда формат творческого вечера был самым популярным жанром в московском Доме актера на Арбате. Как это было, можно увидеть на раритетных фото, размещенных в фойе Большого зала.

Моноспектакль Александры Урсуляк прошел в столичном Доме актера
© Российская Газета

Ведущая актриса Театра им. Пушкина Александра Урсуляк, выпорхнувшая на сцену в красном платье а-ля Диор, от формата "творческий вечер" изящно ушла и назвала свой уютный "ламповый" стендап спектаклем-концертом "Хорошие песни". Как она призналась, этот жанр для нее новый: "За песни, которые сегодня прозвучат, я не волнуюсь. За все остальное - немножечко. Если песня по-настоящему хорошая, она уже не мелодия, она - музыка. Она уже не слова - это стихи, она чувства, запах, воспоминания". И исполнила 15 хороших песен, которые были ее друзьями на протяжении жизни. А помогал ей в этом джаз-банд под управлением Акопа Хачаряна, который в этот вечер главенствовал за роялем.

Сцену оформили в стилистике концерта на летней эстраде в парке теплым июньским вечером 1960-го или около того года. Режиссер спектакля - Алексей Золотовицкий. "Он советовал: "Саша, побольше интерактива", - шутила Александра и пообещала, что интерактив будет, на вопросы из зала она тоже ответит. Какой же творческий вечер без них? Но только на три. И ни слова не скажет о том, как папа отнесся к ее решению поступать в театральный. Кстати, отец Александры, известный кинорежиссер Сергей Урсуляк был в тот вечер в числе зрителей.

В исполнении Александры Урсуляк знакомые и позабытые мелодии получали новый темп и новое дыхание

Начали с баллады "Это было недавно, это было давно" на стихи Михаила Матусовского. В нее вплели мотив знаменитой "Ламбады", с которой у актрисы связано одно из самых ярких воспоминаний детства - и судя по реакции зала, не у нее одной. Мама будит дочь посреди ночи, чтобы вместе посмотреть по телевизору "самый модный танец 1989 года". Это было событие: Ютуба не было, видеокассет тоже - когда покажут в следующий раз неизвестно... Потом бабушка Александры сошьет внучке юбку с воланами, такую же, как на исполнительнице жгучего бразильского мотива.

"Я была подростком трудным, малопонятным не то что родителям, но и самой себе", - интриговала Урсуляк.

Вокальная новелла "Ты не печалься" на стихи Николая Добронравова из фильма "Большая руда" открыла череду музыкальных приношений композитору Микаэлу Таривердиеву. В 60-е ее исполняла Майя Кристалинская - одна из любимых певиц Урсуляк. Когда-то ее песни просто спасли актрису от навязчивой заботы родственников, берегших готовившуюся впервые стать мамой актрису от сквозняков, полетов на самолетах и всевозможных радостей жизни.

Прозвучал и философский опус "Песня про злого и доброго волшебника" из картины "Король-олень". В исполнении Александры Урсуляк знакомые и позабытые мелодии получали новый темп и новое дыхание - хоть сейчас в студию на запись диска. А потом актриса исполнила "Барбару" из "Судьбы резидента" - самую любимую песню папы в репертуаре Микаэла, с которым тот дружил и много лет работал вместе.

Урсуляк искренне делилась самым сокровенным - рассказывала о первой любви, горечи разлук, семье. "Искусству отношений не учат в школе, - сетовала она. - Нас учат чему угодно, но не любить другого человека, особенно если вы разные люди - в своих стремлениях и целях, в поиске себя". И о спасении от всех жизненных невзгод - родном и любимом театре. А еще о самой важной в жизни формуле: "Надо быть вовлеченным в каждом моменте. Сейчас мы сидим и слушаем песни. А что завтра? А завтра надо играть спектакль... Но про завтра не думаем, а думаем про эту минуту, которая прекрасна".

Звучали и песни из репертуара выдумщицы Салли Боулз - главной героини спектакля "Кабаре", поставленного на Александру Урсуляк режиссером Евгением Писаревым в Театре Наций.

А напоследок героиня станцевала "самый модный танец 1989 года". На бис оставили: "Ты не печалься, / Ты не прощайся, - /Ведь жизнь придумана не зря"...