Будущее и настоящее искусства: творческие планы нового поколения деятелей культуры

24 апреля отмечается Международный день солидарности молодежи. Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с молодыми деятелями искусства и создателем просветительского проекта для детей и юношенства, которые в этом году получили Премию Президента РФ, — художником Алексеем Крюковым, виолончелистом Александром Раммом и оперным певцом Николаем Диденко, основавшим благотворительный фестиваль «Белый пароход».

Будущее и настоящее искусства: творческие планы нового поколения деятелей культуры
© Вечерняя Москва

Сохранение традиций и мгновенная реакция на актуальные события

— Художник-реалист Алексей Крюков ездит на Донбасс с 2014 года — создает портреты добровольцев и командиров, делает зарисовки с натуры и пишет большие композиции по впечатлениям от поездок. На его счету множество персональных выставок в Москве и по всей России. Он получил награду за вклад в сохранение и развитие традиций русской реалистической художественной школы.

Алексей, премия стала неожиданностью?

— Конечно! Эмоции самые яркие, теплые, потому что мое творчество было отмечено вниманием президента. И самое главное — мои идеи, то, что я создаю, нужно государству и обществу. К тому же художников отмечают редко, это ведь не такая публичная профессия, как музыкант или артист. Премия — хороший стимул для дальнейшего развития и воплощения творческих замыслов.

— Вы пишете картины о том, что происходит в ДНР и ЛНР с 2014 года. Сталкивались ли с тем, что к этой теме относятся настороженно?

— Да, периодически сталкиваюсь. Но сейчас все больше и больше людей осознают, что ополченцы, добровольцы, участники спецоперации — наши национальные герои.

— За последний год что стало достижением?

— В столице у меня состоялись персональные выставки, в том числе в Музее современной истории России, зале Союза художников, Кремлевском дворце. Но я не ставлю себе целей, а просто делаю свое дело. Каждая выставка для меня — победа, потому что я делюсь со зрителем моими переживаниями, трагедией, радостью и болью.

— Почему для вас стала важна это тема?

— Еще в 2014 году, когда все только началось, я учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и заявил серию портретов бойцов в качестве дипломной работы. Илья Сергеевич одобрил, и я поехал искать сюжеты, образы. Первая поездка состоялась в Дебальцево. Мы выезжали на места ведения боев — Светлодарская дуга, где находится Горловка. Делал там только быстрые наброски — рядом находились позиции ВСУ, в любой момент мог начаться обстрел. Но мы старались ездить больше, чтобы набрать впечатлений — неразумно для художника тратить все время на пленэр в таких условиях.

— Вы продолжили ездить регулярно?

— Да. Недавняя поездка состоялась в ноябре прошлого года с фондом «Роспомощь». Мы ездили в Макеевку, Горловку, Северодонецк, Луганск.

— Над чем работаете сейчас?

— Я привез много набросков, а масштабные сюжетные работы пока только в задумках. Сейчас создаю портрет-картину в память об Александре Шубине (позывной Злой. — «ВМ») — он погиб во время подрыва машины Захара Прилепина. Мы познакомились в 2017 году, общались, приятельствовали. Это моя личная трагедия, и одну из работ посвящу ему. Сейчас пишу женщин: военкора Анну Долгареву и волонтеров. Мне важно показать прекрасный пол, который тоже находится на передовой и наравне с мужчинами самоотверженно защищает наши рубежи.

— Вы подарили президенту картину «В минуту тишины», где изображена девочка, рисующая мелками на асфальте, а вокруг нее — гильзы. Почему выбрали ее?

— Эта работа для меня особенно дорога. Мне кажется, она созвучна Владимиру Владимировичу по энергетике, у него ведь тоже две дочери.

— Какие творческие планы?

— Сейчас готовим выставку совместно с грековцами в галерее «Беляево», открытие в конце апреля, и, конечно, продолжатся мои поездки.

Нести свет музыки даже в далекие уголки страны

Виолончелист Александр Рамм — обладатель многих престижных музыкальных призов и премий. Сейчас он востребован во всем мире, но большая часть его деятельности — концерты в России и поездки в удаленные города, а также поддержка современных композиторов. Музыкант получил премию Президента РФ за вклад в развитие отечественного музыкального искусства, просветительскую деятельность.

Александр, почему вы выбрали классическую музыку?

— Честно говоря, ребенок не задумывается о таких вещах, а хочет делать то, что ему нравится здесь и сейчас. Когда я впервые столкнулся с классической музыкой, то еще ничего о ней не знал. Хотя благодаря маме вкус к искусству уже был воспитан. Я изначально хотел учиться в музыкальной школе играть на скрипке, потому что мне понравился образ музыканта, который всегда в центре внимания. Но меня убедили, что виолончель будет лучше. И с первых же звуков я моментально влюбился!

Тут важен и педагог, который должен заинтересовать ребенка. И я благодарен своему первому преподавателю Светлане Ивановой — она помогла мне полюбить виолончель, притом что инструмент невероятно сложный для освоения. Кстати, именно этим обусловлено небольшое количество тех, кто по-настоящему владеет инструментом.

Всегда осторожно говорю о таланте, но способности определенно были, и уже через два года я вышел на сцену калининградской филармонии и в сопровождении камерного оркестра сыграл концерт Вивальди.

— Достаточно ли возможностей продвижения для молодых музыкантов?

— Надо понимать, что время поменялось. Например, в ХХ веке концерты классической музыки регулярно показывали по телевизору, и все знали, кто такие Ростропович, Рихтер, Ойстрах... В девяностые продвижения почти не было, а сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Примерно 10–15 лет назад началась мощная поддержка молодых талантов, и мне посчастливилось попасть в проекты Московской филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки.

— Вы сейчас преподаете, проводите мастер-классы, оцениваете молодых коллег на Конкурсе имени Чайковского. Какие напутствия даете молодым музыкантам?

— Прежде чем давать какой-либо совет, я всегда говорю, что не существует формулы успеха, правильного пути. У каждого своя судьба, и опыт одного человека не всегда применим к жизни другого, но, если интересно, могу им рассказать, как было у меня.

Но что касается профессиональных вещей, об игре на инструменте мне точно есть чем поделиться. Мне много дали мои великие учителя, но без ложной скромности скажу, что многие приемы я нашел сам, анализировал и теперь могу объяснить.

— Вы много работали за рубежом. Замечали, что российская школа сильно отличается?

— В последние лет 30 все смешалось. Хотя нельзя отрицать, что есть особенности немецкой, французской и русской школы. Но в моем случае получилось идеальное сочетание: сначала я получил базу от великого профессора Наталии Шаховской. Она во мне воспитала требовательность к себе, максимальный перфекционизм. В аспирантуру я поехал к профессору Франсу Хельмерсону в Берлин и «нанизал» европейскую школу. Там, на Западе, никто не нянчится, как наши педагоги, которые всю душу из тебя вытрясут, пока не добьются результата. В отличие от западного подхода, наши преподаватели относятся к ученикам как к детям.

— Премия вручается по результатам достижений за последний год. Что для вас было главным?

— Еще в юном возрасте я осознал, что цель при ее достижении не приносит того удовлетворения, которое я себе представляю. В моем случае, как у самурая, есть только путь, и я наслаждаюсь каждым выходом на сцену. За прошлый год было сыграно много концертов с лучшими музыкантами в сотрудничестве, и каждый из них для меня — достижение и праздник. Основная задача — доставить слушателям радость, чтобы хотя бы на время концерта они забыли о проблемах и вышли просветленными.

— Награда дается не только за мастерство, но и просветительскую деятельность. В сфере академической музыки — это популяризация живого исполнения?

— Безусловно. Я много езжу по России. Одно из основных направлений — исполнение для тех слушателей, которые не имеют возможности приехать в крупный город, где идет филармоническая жизнь. В качестве примера могу привести город Братск в Иркутской области. На машине дорога занимает 7 часов до Иркутска и 12 — до Красноярска. За пару-тройку дней я играю от трех до пяти концертов и чувствую, что это очень правильно — люди получают возможность прикоснуться к прекрасной музыке.

— Какие у вас творческие планы?

— Для меня главное — исполнение. Я редко отказываюсь от приглашений, только если дата уже занята. Но не катаю только лишь «золотой репертуар», а стараюсь учить новые сочинения. Некоторые современные композиторы пишут специально для меня.

— Сложно найти площадку, где можно исполнить новые произведения?

— Есть такая проблема, но существуют специальные проекты. Например, Союз композиторов учредил конкурс «Ноты и квоты». Солист или ансамбль заказывает сочинение у композитора, которого выбирают сами. Я заказал сюиту для виолончели-соло у моего однокурсника и многолетнего друга Тихона Хренниковамладшего. Композитору выплачивают гонорар, а солист обязан сыграть эту музыку не меньше пяти раз. У меня получилось убедить организаторов включить эту сюиту в программу больше десяти раз.

Создание школы вокального мастерства

Оперный певец Николай Диденко получил награду за создание благотворительного фестиваля для детей «Белый пароход». Он направлен на развитие одаренных детей, помощь в их обучении и совершенствовании таланта. Ежегодно фестиваль проводится на корабле, а итогом рейса становится большая концертная программа, которую можно увидеть в крупнейших залах Москвы.

Николай, кто может участвовать в фестивале?

— Наши участники — дети из многодетных и неполных семей, малообеспеченные, сироты, с ограниченными возможностями здоровья, дети, чьи родители принимают участие в СВО, и дети из новых регионов. Это социально ориентированный проект для тех, у кого нет возможности оплатить дорогие фестивали и школы, и главное для нас — это талант.

— Проект существует с 2005 года. Как появилась эта идея?

— В 2005 году на Амуре я попал на единственный в мире теплоход «Василий Полярков», который ходил в статусе детского оздоровительного лагеря. Моя задача тогда была — выбрать поющих детей, сделать с ними программу и показать ее уже в столице московскому фонду «Мир искусства». Поэтому и пришла идея создать детский музыкальный фестиваль. Меня тогда удивило, как дети в условиях корабля легко знакомятся, начинают общаться.

Например, у нас была смена, куда приехали восемь детей, говорящих на жестовом языке. И к концу смены абсолютно все участники овладели этим способом коммуникации! С 2006 года мы ходили по Амуру, а потом были рейсы на Волге, Москве-реке. Сейчас уже 19-й сезон нашей работы.

— Какие трудности были в начале пути?

— Самое главное — финансирование. Наша принципиальная позиция — все затраты на ребенка мы берем на себя, включая дорогу даже из самых дальних точек страны. Конечно, нам приходилось буквально пробивать стену, объяснять, почему это важно. Мы получали гранты, но сейчас у нас есть частные инвесторы, которые нас поддерживают.

— Что для вас главное достижение в этой работе?

— Моя самая большая гордость — успехи детей, которые потом становятся профессиональными музыкантами, поступают в ведущие учебные заведения, занимают призовые места на конкурсах. В основном мы берем вокалистов, но делаем исключение. Как-то в Комсомольске-на-Амуре к нам обратился двенадцатилетний Алексей Максимов, бас-гитарист. Я поговорил с нашими инструменталистами, которые нам аккомпанируют, и они согласились с ним заниматься.

Сейчас он один из ведущих гитаристов! Но еще одна гордость — школа, которую проходят наши участники, базируется на принципах образования Московского хорового училища имени Свешникова. Мы сохраняем традицию пения с четким произношением слов, без деформации, как это часто происходит. По итогам каждой смены мы создаем хор из 150 человек, мощный коллектив!

— Концерты проходят в столице?

— Да, в разных залах. У нас были концерты в Международном доме музыки, Концертном зале имени Чайковского, Дворце гимнастики Ирины Виннер, в театре «Новая опера». В Санкт-Петербурге мы выступаем в Мариинском театре, а в этом году запланирован концерт в Казани.

— Какие планы на развитие фестиваля?

— У нас есть мечта создать школу, вокально-хоровую гимназию. Аналогов такого учебного заведения в стране пока нет. Для вокалистов есть Детское хоровое училище имени Свешникова и училище в Санкт-Петербурге. Но там учатся только мальчики, у них сугубо классическая подготовка. Идея эта важна для нас и для России, как я думаю. После нашего фестиваля дети возвращаются к себе, и мы многих курируем, занимаемся онлайн. Но этого недостаточно, чтобы стать профессионалом, нужно учиться с раннего детства, шлифовать голос. Для этого мы и хотим создать свою школу.

— Получение премии стало для вас неожиданностью?

— Честно говоря, да. Что касается моих достижений как вокалиста, я мог ожидать, что были бы, возможно, премии. Но Владимир Спиваков, с которым мы много работали, выдвинул меня на премию Президента РФ с фестивалем. Мне тогда казалось, что есть много тех, кто достоин больше, чем я, великие педагоги. Но решение было принято почти единогласно. Я очень благодарен не только потому, что это престижно — премия поможет мне для дальнейшего развития «Белого парохода».

ТОП–6

Самые известные лауреаты

Мария Маркова — за вклад в развитие традиций российской поэзии Юлия Пересильд — за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства Антон Шагин — за исполнение ролей классического и современного репертуара в театре и кино Анна Чиповская — за исполнение ролей классического и современного репертуара в театре и киноСергей Полунин — за вклад в развитие и популяризацию отечественного хореографического искусстваЕкатерина Пильникова — за серию скульптурных произведений, посвященных выдающимся представителям русской культуры и искусства