"Подвижный ум, подвижное тело": где в Омске реализовать творческие амбиции, получить образование и специальность
Мечтаешь стать музыкантом, актёром, режиссёром? Не торопись грезить переездом в столицу - в Омске есть возможность получить фундаментальное образование в сфере культуры и искусств. Чтобы не просто "светить" дипломной корочкой, а иметь реальную профессию. Колледж культуры и искусств открывает двери для ярких и творческих. Расширяет горизонты, формирует мировоззрение, закладывает свой код в каждого из нас культура. Образование в этой сфере позволяет смотреть на мир с разных ракурсов. В Омском колледже культуры и искусств команда педагогов каждый год "раскрывает глаза" на жизнь сотням молодых людей. Обучение ведут по специальностям: актёрское искусство, музыкальное искусство эстрады, инструментальное исполнительство, сольное и хоровое народное пение, хореографическое, театральное творчество, социально-культурная деятельность, декоративно-прикладное искусство, живопись, библиотековедение, документационное обеспечение управления и архивоведение, туризм и гостеприимство. В планах руководства колледжа открыть набор на обучение по специальностям, которые сегодня становятся особенно актуальны и востребованы среди абитуриентов: дизайн, анимация, театральная и аудиовизуальная техника, музыкальное звукооператорское мастерство. Хоть наш город часто зовут столицей Сибири, поскольку он обладатель рекордного количества театров и музеев, первое культурно-просветительное училище здесь было открыто лишь в 1967 году. В 1990-м оно стало Областным училищем культуры. В 1996-м - появилась современная аббревиатура ОмККиИ. Учебное заведение и сегодня не стоит на месте: развивается идеологическое направление, педагогический состав, улучшается материально-техническая база, музыкальные инструменты. - Помимо того, что у нас в городе есть все положенные учреждения культуры для приличного города, у нас есть 32 муниципальных района области, в домах культуры которых в последнее время происходят положительные изменения в плане улучшения материальной базы. Не секрет, что Омский регион среди Сибирского федерального округа - флагман в реализации нацпроекта по ремонту, восстановлению и строительству ДК, ДШИ, концертных залов, кинозалов. Но чтобы любое учреждение с современным оборудованием могло функционировать, нужны качественные современные молодые специалисты. Так как в регионе института культуры нет, поставщик кадров - это наш колледж, - замечает директор, кандидат исторических наук, заслуженный деятель культуры Омской области Зорина Николаевна Берковская. Зорина Берковская Как известно, учиться на творческой специальности, значит работать 24 на 7. У колледжа есть отдельное здание - общежитие для студентов, соединённое с учебным корпусом тёплым переходом. Всё же очень удобно утром никуда не ехать! Поступить в колледж - реально. Да, творческие экзамены не обойти: преподавателям нужно понять, будет ли огонь в глазах у тех, с кем им придётся работать ближайшие четыре года. Оказаться перед приёмной комиссией, рассказывают те, кто уже прошёл это испытание, нестрашно, даже если ты не имеешь базового музыкального образования или если впервые оказался в городе. - Чтобы учиться в этом колледже, мне пришлось уехать от родителей в 15 лет, переехать в совершенно новый и пугающий большой город. Конечно, страшно. Конечно, некомфортно. Сначала я чувствовала только грусть, но так как с детства вокал - это единственное, чем я всегда занималась и что я любила, у меня не было выбора. Я хотела учиться, и со временем моя жизнь совершенно изменилась. Появились новые личностные и профессиональные качества, - поделилась студентка четвёртого курса Настасья Комарова. - Сейчас я студентка 3 курса специальности "сольное хоровое народное пение". Мне здесь очень нравится, но я пришла совершенно без музыкального образования, а сейчас на профессиональном уровне занимаюсь вокалом, ансамблевым пением, игрой на фортепиано, дирижированием, хореографией. И я понимаю: пробовать что-то новое и учиться новому - это нестрашно. Конечно, когда я поступала, у меня был мандраж, но в комиссии меня очень доброжелательно попросили спеть разнохарактерные произведения и пригласили учиться. Всё - я счастлива. Тут педагоги очень интересные, потрясающие, им хочется доверять, - поделилась Яна Крепкова. Реализовать свой творческий потенциал здесь могут не только ребята, окончившие школу, но и те, кто окончил вуз, уже работает, но решил попробовать себя в искусстве. Возрастных рамок для абитуриентов нет. - Я сюда перевёлся из музыкального училища им. Шебалина. Играть всегда академическую музыку чисто по нотам - для меня скучно. Там я занимался классическим саксофоном, тут - эстрадным. Тут я могу в музыку превратить свою энергию, страсть и желание танцевать. И, конечно, импровизация - это любовь , - говорит саксофонист Алексей Отмахов. - Я поступила сюда, когда мне исполнилось 20. Я уже на тот момент успела поучиться в разных учебных заведениях, но только лишь попробовав разную деятельность в своей жизни на вкус, поняла, что хочу петь. И люблю я петь больше всего на свете. Да, в 20 лет приходить в колледж… Сначала это странно, потому что вокруг дети, но любовь к делу стирает все барьеры, - убеждена студентка четвёртого курса Дарья Артамонова. Под руководством педагогов ребята постоянно участвуют в конкурсах самого разного уровня. Без тревог - никуда, но вера и поддержка в глазах педагога останавливают дрожь в коленях. - Общаться с талантливой молодёжью - это счастье. Мы передаём то, чему нас научили в своё время. На отчётных концертах мы видим интересные результаты, добиться которых можно только с помощью совместного труда, сотворчества в тандеме со студентами и с коллегами. При этом у нас тут никаких сверхусилий- это труд по любви. На работу мы себя идти не заставляем (улыбается) . У нас вот недавно был концерт, на котором мы получили самую главную оценку - оценку зрителя. На одном из произведений люди совершенно неожиданно для нас начали вставать и плакать - это лучшая награда, мы затронули самые потаённые струны души людей, - рассказала преподаватель, заведующая отделением народного хорового исполнительства, лауреат премии министерства культуры РФ "Лучший преподаватель в сфере музыкального искусства", лауреат всероссийских и международных конкурсов Наталья Павловна Добрынина. Студенты успевают учиться, вести концертную, конкурсную деятельность, старшекурсники уже и сами работают педагогами. - Первый год обучения подходит к концу, я вижу реальные результаты: выступления с оркестром, теория музыки, появился навык понимать музыкальные произведения - всё это стало частью моей жизни. Во многом изменилось моё мышление. Если раньше я был готов упираться рогами и сопротивляться всему тому, чему меня пытались научить, то теперь я уже не спорю, а слушаю. Потому что хочу расширять своё сознание, музыка - это не станок, у которого есть границы, кнопок "вкл" и "выкл" нет, это субстанция безграничная, и в её пределах хочется научиться многому. Я не хочу, чтобы мой мир был чёрно-белым: истин много и если я буду много знать - вряд ли это будет плохо, - считает первокурсник бас-гитарист Иван Бий. Переубедить упрямцев-первокурсников и превратить заядлых рокеров в фанатов симфонической музыки педагогам удаётся не сразу. Любовь тут просыпается далеко не с первой ноты. Однако преподаватель музыкальной литературы Людмила Михайловна Дунаева уверена - ничего невозможного нет. Просто детям нужно дать время полюбить и понять "настоящую" музыку. Чтобы ускорить процесс, ходит вместе с ребятами на концерты Омского академического симфонического оркестра, а потом на занятиях разбирает услышанное: что это было? о чём это было? Но что, если и с таким подходом любовь к классике всё никак не появляется? - Ну и хорошо - будет смысл сходить на концерт ещё раз и в следующий раз понять. Потому что в любом произведении есть конкретное содержание - ответ на вопрос: почему звучит именно эта музыка? Вот у нас соседнее здание - строительный колледж. Оттуда постоянно звучит рэп. Я к нему отрицательно отношусь, потому что там не уделяют слову никакого значения. Вот вы протараторили фразу. А что вы хотите сказать? Что вы хотите передать слушателю? Поэтому главная моя задача - научить детей слышать и передавать смысл с помощью музыки. Слушая классику, человек учится мыслить, а музыка без мысли - пустое место, - замечает Людмила Михайловна Дунаева, преподаватель теории зарубежной и отечественной музыки. - У меня музыкальная семья. Меня отправили в музыкальную школьную на балалайку, но мест не было - отправили на баян. Мне понравилось, отучился 9 лет, за педагогом пошёл сюда, и вот на 4 курсе. Работаю в филармонии, играю в Русском народном хоре. Времени ходить на пары, конечно, меньше стало (смеётся) . Н о пытаюсь вовремя исправлять все оценки и закрывать долги, - поделился студент Андрей Клостер. - У нас очень много уроков, но несмотря на плотный учебный график, мы стараемся как можно больше времени проводить за инструментами, - говорит первокурсник-барабанщик Марк Ходус. Каждый отчётный концерт в Омском колледже культуры и искусств - шоу, над которым работает не одно направление. Чтобы концерт состоялся - музыкантов мало. Включаются ребята со специальностей ДПИ и живописи, хореографического искусства, режиссёры, а также работники Базового дома культуры. С 2003 года открыта специальность "Живопись" по виду театрально-декорационная живопись. В рамках освоения профессиональных модулей под руководством Евгения Александровича Ломова студенты полностью изучают процесс художественной работы над спектаклем: эскизы костюмов, сценография спектакля, изготовление бутафории - с чем в итоге выходят на дипломный проект. - От идеи и до физического воплощения наши ребята ведут свои проекты: создают макет сцены и предметы бутафории, предлагают свои художественные решения омским театрам. Мы часто сотрудничаем с "Арлекином" и ТЮЗом . В 2023 году стали партнёрами 1-го Всероссийского фестиваля российской мозаики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, - рассказывает заведующая отделением Марина Романовна Сапожникова, член ВТОО СХ РФ, член СТД РФ. Отделение "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" открыто в 1998 году. Сегодня на нём готовят выпускников по специальности "Художник-мастер, преподаватель", что позволяет ребятам работать в системе предпрофессионального образования. - Наши ученики - они могут многое, ведь изучают все виды росписей, лоскутное шитьё, обработку дерева, берестяное искусство, резьбу по дереву, батик. В коллекции отделения плетёные кокошники, традиционные костюмы сибирского региона с элементами вышивки, предметы увари с различными видами росписи по дереву, - говорит Ирина Владимировна Бибикова, преподаватель живописи и художественного проектирования. Учащиеся хореографического отделения на сцене могут всё. На занятиях рассматривают бальный танец, народный танец, streetdance, эстрадную хореографию. - Мы сейчас создаём постановку для отчётного концерта. Садимся все вместе, и в формате лаборатории, когда каждый может предложить свой вариант хореографического решения нашей задачи (представить номер про оркестровую яму), мы творим прекрасное. Всё самое интересное начинается с перформанса - нас ни в чём не ограничивают, у нас есть возможность творчески проявляться в каждом задании, - говорит студентка первого курса Юлия Ворова. - Я сама обучалась в этом колледже. И вернулась сюда преподавать, потому что это учебное заведение позволяет изучать хореографию во всех её проявлениях. Наши студенты - это люди 15-16 лет. Это подвижное тело, подвижный ум - с ними классно экспериментировать. Они молодые, заряженные, энергичные. Рядом с ними самой оплошать тоже нельзя, - поделилась преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель танцевальной лаборатории Наталья Александровна Павленко. Колледж - ступень образования артистов. Здесь занимаются не эфемерными рассуждениями о высоком, а работают над практическими навыками, с помощью которых будущие профессионалы сцены будут заставлять сердца публики биться чаще. Студенты готовы не спать ночами ради достижения целей и воплощения мечтаний в жизнь, преподаватели же всегда рады помочь во всём. - В колледже подобран замечательный педагогический состав, это высокопрофессиональные и увлечённые своим делом люди. Многие из них имеют высокие педагогические звания и награды. С открытым сердцем они делятся своими знаниями и опытом со своими учениками. Надо отметить, что наши учащиеся с огромным желанием постигают все сложности выбранной профессии, а им непросто - многие из них не имеют базового профессионального образования. Тем не менее, имея огромное желание, они, готовясь к поступлению в колледж, посещали всевозможные кружки, студии и подготовительные курсы. И сейчас, являясь учащимися колледжа, они активно занимаются самообразованием, стремясь подтянуть свои знания и умения до необходимого уровня. И одним из значимых наших достижений является коллаборация "увлечённый ученик и талантливый учитель", - говорит преподаватель и художественный руководитель Базового дома культуры Омского колледжа культуры и искусств Виталий Владимирович Тебенко. Сейчас все творческие силы преподавателей и студентов направлены на организацию промоконцерта, что пройдёт в новом формате для ОмККиИ. 5 июня 2024 года на сцене концертного зала Омской филармонии ребята покажут омичам, чем сегодня живёт Колледж культуры и искусств. Фото: Илья Петров