Петр Налич рассказал "РГ" о новой программе "Ванька, Пташечка и Тельняшечка"
Популярный музыкант и композитор представит 26 и 27 апреля в московском Центральном доме архитектора свою новую программу. Кто-то называет ее мюзиклом, другие - рок-оперой, третьи - музыкально-литературным альбомом по мотивам поэмы Александра Блока 1918 года - "Двенадцать" и пьесы в стихах Юлия Кима "Патруль" уже из 1980-х.
Действующих лиц, песен и событий в этой премьере много. Петр Налич будет петь за всех мужских персонажей, а его друг сценарист Герман Могилевский - читать стихи. Победительница "Голоса"-5 Дарья Антонюк с вокалом в три с половиной октавы дебютирует в главной женской роли Катерины. Появится и небывалый прежде хор "Петр Валентинович", от которого тоже мало кто знает пока, что ждать…
Поэтому на одной из последних репетиций Петр Налич ответил на вопросы "РГ".
Вы соединили поэму Блока "Двенадцать" и написанный по ее мотивам "Патруль" Юлия Кима в общее действие, но с вашей музыкой и песнями. Захотели переосмыслить историю о том, что важнее - любовь или верность долгу - спустя ровно 100 лет? Или просто любите читать классику?!
Петр Налич: Да. Режиссер Екатерина Гранитова предложила мне сделать большой музыкальный спектакль на поэму Кима "Патруль", которая в свою очередь написана по мотивам поэмы Блока "Двенадцать". Это было семь лет назад. Прежде она сама поставила этот спектакль в ГИТИСе, где преподает. А затем эту пьесу сыграли и студенты под руководством Елены Амирбекян. После чего уговорили сделать отдельную музыкально-драматическую историю и меня.
Благо мой друг, сценарист Герман Могилевский предложил переработать сценарий, высветить в нем новые аспекты и интонации. Да, там как говорится, "многое осталось за кадром".
Хиты пишутся на ходу
Например? Все же помнят оттуда строчки, полные символов и загадок. "Черный вечер/ Белый снег/ Ветер, Ветер! / На ногах не стоит человек…" или "И опять идут двенадцать, За плечами - ружьеца/ Лишь у бедного убийцы/ Не видать совсем лица…" Или вы нашли в поэме новые смыслы?!
Петр Налич: Поэма действительно очень загадочная. Финал ее трактуют совершенно по-разному. Мы представим свой вариант финала. Точнее свое видение его.
Предоставлено Петром Наличем
В этих поэмах много ходят - патруль ходит дозором, чтобы охранять покой людей. Правда, в итоге, многое происходит совсем наоборот… Приходилось ли и вам много ходить, вживаясь в образы?
Петр Налич: У нас получилась вещь с акцентом на музыке. Что-то вроде рок-оперы, но в концертном исполнении. А про то, как искал вдохновение?!
Я вообще обожаю бродить и что-нибудь обдумывать. В детсаду, например, мог часами ходить вокруг дачного домика и мечтать. Рисовать себе какие-то миры, картины. И теперь происходит что-то похожее. Но в этот раз процесс был совместным, а основную работу сделал Герман. Я же был скорее критиком и советчиком.
Как вы сами, кстати, относитесь к идее возрождения добровольных народных дружин? Сами пошли бы в них охранять порядок на улицах и массовых мероприятиях?!
Петр Налич: Отрицательно. Я считаю, что власть должна быть в руках полиции. В политологии это называется "монополия на насилие", если я не ошибаюсь. Это как в школе. Когда тебя ругает учитель, то это понятно, понимаешь, что по делу - сам виноват. А если этим вдруг начинает заниматься твой одноклассник, то это обидно и приводит к серьезным конфликтам внутри коллектива.
Не хотел бы стать "винтиком в машине"
О чем вы в итоге сделали спектакль? Или вас волновало в первую очередь то, хорошие ли у вас получатся песни и музыка?
Петр Налич: Конечно, мне были важны смысл и идеи премьеры. Наш спектакль - о том, что во все времена большие волны исторических процессов затягивают людей. И в такие моменты важно понять, как сохранить себя, а не стать просто винтиком в машине.
Юлий Черсанович Ким - не только поэт, но и бард с отличными песнями. Легко ли он согласился на то, что музыку к спектаклю по его "Патрулю" будет писать кто-то другой, тем более представляющий более молодое поколение со своим видением искусства?! Или вы сели вдвоем с гитарами, попели, поговорили и так нашли общий язык?
Петр Налич: С Юлием Черсановичем мы встречались и общались. С гитарами правда не сидели (улыбается). Он прочел нашу вариацию сценария и благословил ее. Что очень приятно.
Не смутило ли мэтра такое "простецкое" название - "Ванька, Пташечка и Тельняшечка"? Мне, например, показалось, что оно больше подошло бы рассказам Бабеля или персонажам сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте"?
Петр Налич: А я думаю, что это название скорее нежное. Любящее (улыбается).
Теперь написал уже рок-оперу
Вы все чаще мыслите крупными формами - спектаклями. Не пора ли взяться и за мюзикл? Теперь в этом жанре у нас все чаще появляются стоящие произведения - "Ничего не бойся, я с тобой" от группы "Секрет" или недавняя премьера в Московском Театре Мюзикла "Тест на любовь"?! Как вы относитесь к новой моде на этот жанр?
Петр Налич: В целом то, что мы сделали, можно назвать мюзиклом, хотя Юлий Черсанович не любит этот термин. Но, "Ванька, Пташечка и Тельняшечка" вполне подпадает под определение мюзикла. Хотя мне больше нравится называть это рок-оперой.
Как я сам отношусь к развитию мюзикла у нас в стране? Пока я слишком глубоко по уши в этом своем материале. Его много: 55 треков, один час и 45 минут звучания. Вынырну, буду слушать что-то еще.
Вы скорее по духу "вольный стрелок" и не любите строить длительных планов? Или надеетесь, что ваше прошлое сотрудничество с РАМТом и Театром на Таганке будет развиваться уже на постоянной основе?
Петр Налич: Ну, композитор обычно волей-неволей - вольный стрелок, как мне кажется. Но надеюсь, что наш концерт, пронизанный драматической канвой, будет поставлен в Театре на Таганке именно как спектакль. Задумывалось все именно так!