Час с Леонидом Якубовичем: как телеведущий отвечал на вопросы взрослых и детей
На V Международном кинофестивале фильмов и программ о космосе "Циолковский", который проходил в Калуге, провели творческую встречу с членом жюри - народным артистом России Леонидом Якубовичем. Легендарный ведущий "Поля чудес" - желанный гость любого фестиваля, события. Несмотря на то, что встреча с Леонидом Аркадьевичем была и в прошлом году, калужане снова заполнили большой зал до отказа, пришли взрослые и дети. Многие говорили, что и на прошлом вечере тоже были.
- Спрашивайте о чем угодно, я отвечу на любые вопросы - никаких секретов нет, - сказал Якубович. - А после этого подпишу вам свои книжки и оставлю наедине с милым моему сердцу фильмом, автором сценария которого я являюсь и где играю главную роль. Вы меня там не узнаете. Фильм добрый, и мне приятно, что я могу наконец показать вам его. ("Дедушка моей мечты" - семейная комедия режиссера Александра Стриженова - прим. "РГ").
Полеты во сне и наяву
- Я первый! - поднял руку президент кинофестиваля Игорь Угольников. - На чем ты летал и летаешь сейчас, Леонид Аркадьевич?
- Я летаю на вертолете Ми-2. Думаю, что кто-то из вас наверняка задавал себе вопрос, летая на самолете: интересно, а если что-то случится, сможет посадить большой борт кто-то из пассажиров? И мне пришел в голову этот идиотский вопрос. И я решил проверить. И вот уже семь месяцев как хожу на тренажер Boeing 737. И доходил до того, что стал инструктором, даже продают сертификаты на право посидеть со мной в кабине.
- Какая первая мысль была?
- На черта мне это надо? Помню это очень хорошо.
- Какова стоимость полета с вами?
- То ли 12, то ли 15 тысяч, если не ошибаюсь.
- Часто бывают желающие? Каждый день?
- Часто. Люди звонят, владельцы тренажера записывают и спрашивают меня, могу ли я в такой-то день, час. На каждый день у меня просто нет времени.
- Что привело вас к полету?
- Милый моему сердцу Юрий Николаев (который вел когда-то "Утреннюю почту") учился управлять самолетом. Однажды привел меня на учебный аэродром Мячково, я видел, как он летает. "Не хочешь попробовать?" - "Ну, давай". Поднялись в воздух, и он отдал мне управление. Я взмок от затылка до того, на чем сидят. От нервного напряжения. У меня не получилось. Характер мерзкий: если бы получилось - я бы ушел. Но я прожил там полтора месяца, стал заниматься и через полгода получил лицензию на самолетовождение. Ничего особенного в этом нет, можно летать только вокруг аэродрома: взлет - посадка. Потом надо пройти штурманскую подготовку (тогда ты имеешь право летать по русскоговорящим странам) и еще одну - под названием "Небесный язык", говорить на специальном английском.
- Летаете вы во снах?
- Нет. В снах я другим занимаюсь. Мне еще кое-что снится.
- Вы прыгали с парашютом?
- Да, два раза. Хватило на всю жизнь. Причем второй раз - страшнее. В первый раз ты еще не знаешь, что это такое. А второй раз - знаешь, и шагнуть довольно трудно. Я видел ребят, которые прыгают постоянно - адреналин у них зашкаливает.
- Вы воевали?
- Нет. У меня было почти полсотни командировок в горячие точки. Уверяю вас, это не то же самое, что воевать. Я видел людей потрясающих, горд, что дружу с ребятами из группы "Альфа" - мы познакомились в первую чеченскую. Преклоняюсь перед их мужеством.
Книги, роли
- О чем вы пишете? Прозу или стихи?
- Вышли книги "По чуть-чуть…", "Плюс минус 30", "День всего на свете". Там рассказы о людях, с которыми я встречался, пьесы, стихи. Геннадий Хазанов - человек, с которым я дружу около 60 лет (цифра просто нереальная!), как-то предложил: ты пишешь разные стихи, а вот сочини-ка Уголовный кодекс в стиле басен дедушки Крылова. И я написал.
- Какое событие повлияло на то, что вы написали сценарий фильма?
- Много лет я дружу с Аркадием Яковлевичем Ининым. Это человек, который написал много замечательных киносценариев, преподает сценарное мастерство во ВГИКе. Я писал книжки, таскал ему по случаю, он выбрал несколько рассказов и как-то сказал, что из этого можно сделать кино. Из повести, которую я написал, он стал вычеркивать целые абзацы. Это чудовищно! Я чуть не удавил его. В результате родился сценарий "Дедушка моей мечты".
- Вы играете в спектакле?
- В двух. Один - "Лавр" по роману Евгения Водолазкина во МХАТе имени Горького. Спектакль огромный, тяжелый, его трудно смотреть - разговор идет о средневековой Руси, о становлении христианства. Каким-то образом мне там доверили роль старца Никандра. А второй спектакль - веселый, прекрасный, по комедии Мольера "Скупой", там моя литературная обработка и я в главной роли. Замечательные декорации, потрясающие костюмы художника Виктории Севрюковой. Идет в "Новом театре" Эдуарда Боякова.
- Как на вас влияют роли, которые вы играете?
- Это довольно странная штука…К примеру, многие часы я работал над ролью в "Лавре". Конечно, помогло то, что моя мать была верующей женщиной, водила меня по монастырям, я эту жизнь более-менее знаю, видел. Общался с церковнослужителями. Влезть в чужую шкуру - то же самое, как в чужой костюм влезать. И в нем еще ходить надо. Актер - это очень трудная профессия. И невероятно зависимая. Будь ты хоть семи пядей во лбу, но не нравишься режиссеру - и все.
Фото: Геннадий Филимонов
"Мечта - это горизонт"
- Какая у вас мечта?
- Лечь на диван и ничего не делать. (Рассмеялся).
Была у меня когда-то замечательная мечта - хотел повести поезд от Москвы до Петербурга. И даже напрашивался в профтехучилище, чтобы год заниматься там и получить право стать помощником машиниста. Ничего не вышло.
Кто-то умный сказал, что мечта не может исполниться - иначе это не мечта. Как говорили древние: хочешь сделать человека несчастным - исполни его мечту. Мечта - это горизонт, до которого идешь, идешь всю жизнь. Желания исполниться могут, а мечта - это навсегда.
- Какие черты характера помогают вам по жизни или вредят?
- Мне жутко помогает лень. Мечтаю лечь на диван - и чтобы меня никто не трогал. Но поскольку пристают все время, я понял, что надо научиться всему понемногу. И вот я буду лежать на диване, они придут и спросят: хочешь полетать на самолете? А я скажу: умею! Хочешь покататься на горных лыжах? Умею! Хочешь написать сценарий? Умею. Напишешь книжку? Написал!
- Чему хотели бы научиться, какой свой талант развить?
- Никаких талантов у меня нет. Никогда никому не завидовал, единственное - людям, которые умеют играть на каком-то музыкальном инструменте. Дочь поет, пишет музыку, а у меня ничего не получается. Ну, не дал мне Бог…
Про "Поле чудес"
- Куда вы деваете подарки, которые вам привозят на передачу?
- Я знааал!.. У нас был огромный музей подарков, целый павильон на ВДНХ. В связи с реконструкцией нас оттуда выперли, половина подарков лежит на складе, половина - в Останкино. Как музей народного творчества. А еду, которую привозят, съедают зрители - после окончания программы.
- Приз или деньги?
- Перестаньте меня спрашивать об этом, ребята. Я 34 года… видеть этого не могу.
- Как вы оцениваете "Поле чудес"?
- Я не могу оценивать то, что делаю. Оценить могут люди со стороны. 34 года - достаточный срок, чтобы осточертеть всем на свете. Или понравиться на всю жизнь.
- Самый необычный случай, который запомнился на "Поле чудес"?
- На каждой программе что-то бывает - там же сценариев нет, это импровизация. Я вижу игроков за пять минут до начала. Что там творится! Запись идет два - два с половиной часа, иногда больше, поэтому может быть все что угодно. Не могу вспомнить сейчас что-то необычное. Было грустное, было веселое, хохот стоит… Многое вырезается, в эфире остается 56 минут. Вырезается, например, то, что ставит человека в неловкое положение.
Обо всем на свете
- Каким было ваше детство?
- Прекрасным. У нас была коммунальная квартира, 27 соседей. Мы жили в Москве в старинном доме на улице Чкалова.
- Что вам нравится в Калуге?
- Музей истории космонавтики замечательный - я вам завидую ужасно. Храмы прекрасные. И вообще хороший, тихий город.
- Что вы любите больше всего? - прокричал мальчик.
- Все люблю! Кроме голубцов. Этому есть объяснение. В 7 классе я удрал из школы в Сибирь, в экспедицию. Мы жили в глухой тайге в 40 км от Братска. Однажды горела тайга, стоял такой туман, что ничего не видать. Есть было нечего, вскрыли склад, а там только банки с голубцами. И восемь человек попали в больницу с тяжелым отравлением. С тех пор не переношу запаха тушеной капусты.
- Какая музыка вам нравится?
- Джаз. Всю жизнь - джаз.
- Вы верите в марсиан?
- Мне бы хотелось, чтобы они были. Но тут возникает вопрос: поскольку мы не знаем, кто это, то вполне возможно, что они уже здесь. Очень хотелось бы найти общий язык, наладить коммуникацию. Я не верю, что в этом гигантском пространстве мы одни.
- В теннис играете один или в паре?
- В паре, конечно. В одиночку сразу умру на корте.
- Вы что-нибудь коллекционируете?
- А как же! Все время что-то собираю. У меня замечательная коллекция денег - старых купюр разных стран. Красоты необыкновенной, несколько альбомов. Собирал монеты, марки. Всю жизнь зачем-то собирал справочную литературу. Однажды вышел из книжного магазина, держа в руках справочник маркшейдера. Понятия не имея, кто это… Еще у меня прекрасная библиотека по кулинарии. И друзей собираю.
- Есть у вас любимое домашнее животное?
- У нас живут собака, кошка и кот. Кот - совершенно фантастический, из какой-то сказки - он все время разговаривает! Сообщает, что хочет есть, куда идет… Здоровый, рыжий, наглый.
- Какую комедийную передачу вы любите?
- "Уральские пельмени". Они всегда веселые. Смотришь на них: все замечательно в жизни, такой оптимизм! Кавээнное настроение. Две руки, две ноги - жизнь хороша, посмотрите на людей, у которых этого нет. Все в порядке, что мы ноем?
Что касается стендапа, первым начал разговаривать с залом Михаил Задорнов. Он был замечательный, доверительный, обаятельный, увлеченный. Кстати, на эстраду привел его я.
- Что должно случиться, чтобы вы сбрили усы?
- Не буду сбривать. Это у нас семейное: дедушка носил усы, папа, сейчас я донашиваю.
- В чем секрет вашей энергичности?
- Я не знаю! (Рассмеялся).
Кстати
Леонид Якубович подарил желающим свою новую книгу, вышедшую в 2024 году в издательстве "Эксмо" - поэтический сборник "День всего на свете". И надо было видеть, как растянулась очередь из тех, кто хотел получить автограф и сфотографироваться со всенародным любимцем, пожать ему руку, признаться в любви.