Соделайся чистым, моё сердце
"Страсти по Матфею" - страдания Господни во искупление грехов человеческих написаны Бахом в 1727 году на либретто Кристиана Фридриха Хенрици (Пикандера). "Страсти" по версии евангелиста Матфея - это музыкальная библия колоссального пласта человеческих чувств, мотивов поведения, морально-этических коллизий, переданных полифоническим гением Иоганна Себастьяна. Глубина незыблемой веры и неверия людского сквозь призму музыки потрясает слушателя, позволяя его пониманию общефилософских идей приблизиться к осознанию высокого гуманизма композитора. Исполнение "Страстей по Матфею" - это всегда событие знаменательное, запоминающееся и мощное по силе воздействия. Значительная продолжительность двух частей оратории требует от исполнительского состава огромных физических затрат, выносливости, внутреннего погружения в образную сферу. Филипп Чижевский возвёл собственное монументальное здание "Страстей", сумев охватить единым взглядом масштаб сочинения. Логически выстроенная сквозная драматургическая линия не стала набором фрагментов, а служила прочным цементом для речитативов и вокально-хоровых номеров. Ощущение непрекращающейся поступи, скорбного подъёма на Голгофу не покидало слушателя, который шёл и шёл за толпой к трагическому финалу. Маэстро не позволил форме рассыпаться, не скатился к театрально-сценической мистерии, а именно создал сам факт процессии, в которую вовлёк всех участников событий, исполнителей и слушателей. Солист Андрей Немзер (контратенор) темброво чистым звуковедением и искренними эмоциями был выразителен в пении своих арий. В одной из вершин баховского откровения в знаменитой Арии с соло скрипки "Сжалься" (Если слёзы только льются), которая передаёт горькое покаяние Петра, трижды предавшего Спасителя, певец тронул сердце зала. Михаил Нор (тенор) исполнил развёрнутую речитативную партию Евангелиста. Артист предвосхищал значение происходящего, интонационно отражал сиюминутные настроения и взаимодействовал со всеми персонажами. Игорь Подоплелов (бас-баритон) эмоциональной сдержанностью и отстранённостью пения речитативов соответствовал образу Иисуса, покорного Агнца, наблюдателя за грехами человеческими. Внешний облик светловолосого Игоря, бесстрастное лицо работали на впечатление заметного отличия от других присутствовавших на сцене, что и требовалось образу. Елене Гвритишвили (сопрано), Лилия Гайсина (сопрано), Сергей Годин (тенор), Демьян Онуфрак (бас), Илья Татаков (бас-баритон) составили крепкий ансамбль солистов. Инструменталисты ансамбля Questa Musica были разделены на два оркестра, расположившись по обе стороны от дирижёра. В центре на авансцене восседал ряд барочных флейт и гобоев нескольких видов по четыре музыканта в каждой группе, за ними два барочных фагота. Звучащая партитура включила и другие аутентичные инструменты: виола да гамба, клавесин, теорба, а также орган. Оригинальное звучание слегка омрачало не всегда интонационно чистая игра этих старинных инструментов, далёких от совершенства современных аналогов, и также небольшие возможности динамики. Но в тихих, "небесных" и "потусторонних" эпизодах тембры барочных духовых красиво завораживали атмосферностью. Разделённый на две части, как и оркестр, хор, всегда впечатляющий у Баха, изображал протестантскую общину. В роли же иудейского народа хор жутким диссонансом на фортиссимо выкрикнул имя отпущенного убийцы Варравы. Хор мальчиков хорового училища им. А.В. Свешникова (руководитель Александр Цимбалов) выказали себя настоящими профессионалами, выдержавшими длинное концертное выступление, хотя постоянно концентрироваться на дирижёре было трудно ребятам. Но это не помешало общему ансамблю или синхронности выполнения команд маэстро: открыть папки, присесть на банкетки, а это тоже важно при таком скоплении артистов на сцене. Абонемент этого сезона Московской филармонии "Бах. Гендель" завершился исполнением оратории "Страсти по Матфею". Серьёзный филармонический проект порадовал меломанов. На этом концерте благодарная публика была поглощена грандиозным творением Баха до высшей степени своего внимания - телефоны не ронял никто. Это большая заслуга исполнителей.