Каскадерам вручат награды за самые зрелищные кинотрюки
26 апреля в Доме кино вручат пятую профессиональную премию Гильдии каскадеров — «Альтер эго». Накануне события «Вечерняя Москва» пообщалась с Варварой Никитиной — первой в России женщиной-каскадером и профессиональным постановщиком трюков, вице-президентом Гильдии каскадеров при Союзе кинематографистов России.
Для участия в конкурсе в оргкомитет было подано более сотни заявок от каскадеров и постановщиков трюков. Победителей в течение двух месяцев отбирал экспертный совет, в который входят известные режиссеры, артисты, операторы, продюсеры и спортсмены: Владимир Хотиненко, Алла Сурикова, Клим Шипенко, Валерий Тодоровский, Алексей Чадов, Ренат Давлетьяров, Алексей Немов и другие. Экспертный совет объявит победителей в 12 номинациях.
Сама премия достаточно молодая. В этом году она будет вручаться в пятый раз. Однако к тому, чтобы ее учредить, мастера трюков и риска шли очень долго. Созданная в 2013 году Гильдия каскадеров работала больше с тем, чтобы оказать помощь пострадавшим дублерам артистов. О тщеславии речь не шла никогда — долгие годы каскадеры были в тени.
— Нам пришлось работать в том числе и в юридическом поле, разрабатывая типовые договоры при организации трюковых съемок, — говорит Варвара Никитина.
Собственная премия у каскадеров появилась лишь в 2017 году. Учредил ее Александр Иншаков — актер, каскадер, продюсер. Сообща выбрали название «Альтер эго», что в переводе с латинского означает «второе я».
— Каскадеры — второе «я» актера, — поясняет Варвара Никитина, отмечая и сам знак премии: перевернутые лица. — Наша работа подчас делает актеров знаменитыми.
Вместе с премией учредили и День каскадера. Профессиональный праздник отмечают 28 апреля — в тот же день, что и сотрудники скорой помощи.
— Мы на каждых съемках идем фактически бок о бок, сотрудники скорой всегда присутствуют на наших съемках, — объясняет каскадер.
К идее отмечать профессиональный праздник присоединились и каскадеры из других стран, в том числе Китая.
Поддержали российских каскадеров с организацией премии и именитые режиссеры и актеры. Среди них — Никита Михалков, Михаил Боярский и многие другие деятели культуры и искусства. Выступили в поддержку и музыканты, организовавшие концерт в ходе премии.
— Звездность каждой такой церемонии просто зашкаливала, — улыбается Варвара Никитина, отмечая уважение к цеху каскадеров со стороны коллег. — И к каждому из артистов, музыкантов, спонсоров каскадеры относятся с большой благодарностью, отмечая важность поддержки.
Перемены в отрасли происходят не только на сцене и в год награждения. В стране пока нет образовательных учреждений, которые могут выдавать по этой специальности дипломы гособразца. Однако к Гильдии каскадеров обратился ВГИК, и написание программы по обучению профессии уже выходит на финишную прямую.
— За 34 года, что я в профессии, многое поменялось, — отмечает Варвара Никитина. — Перемены касаются, например, страховочного оборудования: если раньше такие системы шились на швейной машинке, то сейчас они создаются на специальных предприятиях с учетом всех стандартов и имеют необходимые сертификаты. Улучшились и технологии киносъемок.
Но даже с внедрением новаций профессия связана с рисками для жизни, причем очень частыми.
— То, что раньше считалось крутым, высшим пилотажем, сейчас может выглядеть как детский сад. Но рискуют каскадеры так же, как и раньше.
Да и травмы, к сожалению, получают по-прежнему. Хотя подготовленные люди сводят риск к минимуму. Но в России каскадеры — одни из лучших в мире, а травм получают меньше, чем коллеги в Голливуде, — резюмирует Варвара Никитина.