«Искусство незаметного: Секреты успешной операторской работы» в интервью Сергея Сурина.
Сергей, Вам важно, чтобы Вам нравился проект, над которым Вы работаете?
Я считаю, что плохих проектов не бывает по определению! В каждом проекте, даже самом невзрачном, всегда можно найти новое - попытаться его улучшить, сделать более «своим» по стилю или интерпретации - это всегда поиск компромиссов и один из них - это индивидуальные предпочтения. Если бы мы всегда снимали только, что нам нравится и так, как нам нравится, то процесс развития можно было бы остановить. Каждый оператор имеет свои приоритеты при выборе проектов, и, при прочих равных, с наибольшим удовольствием я предпочту стилистически близкий мне проект, но в то же время, мне крайне редко приходилось отказываться от съемок по эстетическим причинам.
Перед запуском проекта есть ли у Вас некий подготовительный период? Чем Вы, как оператор, занимаетесь в это время?
Работа оператора непосредственно на площадке в эквиваленте временных затрат составляет, в лучшем случае, треть от количества времени на pre-production (*прим.ред. - процесс подготовки к созданию фильма).
Каждый проект, доведенный до съемочной площадки, требует тщательной подготовки и чем он сложнее, тем кропотливее необходимо будет работать творческой группе для организации съемочного процесса. Когда зритель смотрит рекламный ролик - он видит просто картинку, когда оператор постановщик смотрит рекламный ролик - он видит плод усилий большего количества людей: все, начиная от выбора типа и количества осветительных приборов до цвета стен на заднем фоне - это результат той работы, которая началась задолго до того, как загорается первый прибор на съемочной площадке.
Идеальный проект для любого оператора постановщика - это когда ты имеешь возможность отработать все до мельчайших деталей с каждым департаментом, чтобы режиссер увидел в мониторе ровно то, на что он рассчитывал: художник-постановщик, художник по гриму, гафер (художник по свету или старший осветлитель), каскадеры и пиротехники выполняют свою часть работы, которая имеет свои технические и эстетические аспекты.
Именно благодаря предварительной подготовке мы получаем предсказуемый результат на площадке. Все имеет значение: материал из которого будут исполнены декорации, краска которой они будут покрашены, цвет и материал костюмов героев, реквизит и т.д. Камера видит предметы совсем не так, как их видим мы, предметы и материалы при ярком и, зачастую, горячем свете ведут себя иначе, особенно важно это становится при планировании рекламных проектов.
В рекламе кадров бывает совсем немного, но каждый из них очень важен с точки зрения клиента, например, когда пиво в стакане начинает испаряться еще до того, как вы начинаете снимать, то это означает недоработку подготовительного периода. И это помимо очевидных нюансов, связанных с подбором камеры, оптики и света, в соответствии с замыслом режиссера и его видением проекта.
По каким критериям можно оценивать работу оператора?
Если вы ее не замечаете, то это, пожалуй, и есть самый яркий критерий ее успеха! Оператор имеет силу превращать умозрительные идеи в четкую (иногда не очень) картинку. Чем меньше в кино оператора как такового, тем больше в нем кино.
Конечно, всегда можно привести с десяток картин, которые были бы в тысячу раз менее успешными, если бы не операторская работа (взять хотя бы фильм «Я куба», снятый руками великого оператора Сергея Урусевского), но в конечном итоге именно режиссёр ее одобрил в том виде, в котором она была исполнена.
Если ты не можешь вычленить из видеоряда несколько кадров и противопоставить их всем остальным, если ты не можешь оторвать содержание фильма от его визуального исполнения, то работа оператора считается успешной.
Чему будет посвящена новая картина, над которой Вы работаете сейчас? Расскажите о ней, если не секрет.
Сейчас я работаю над документальным проектом, который будет состоять из множества небольших видеозарисовок о людях, которые постоянно вокруг нас, но которых мы, как правило, не замечаем. Портреты наших соседей, в широком смысле этого слова.
Человек любит слушать истории, и в каждом из нас есть своя, надеюсь, что получится интересно!
Назовите свой лучший кинопроект. Чем он вам запомнился?
Моим лучшим проектом остается короткометражный фильм «Выход», который мы сняли с молодым режиссером Анной Молкановой. Несмотря на все сложности и компромиссы, нам удалось создать наш мир, в котором разворачивается драма одиночества и непонимания.
Это нестандартная перформативная картина, в которой каждый зритель может найти свою драматургию, и, в то же время, она достаточно доступна для понимания и очевидна
Что скажете о российском кинематографе в целом?
За последние 10-15 лет российская киноиндустрия сделала очень большой шаг в плане развития, особенно, в части визуальной составляющей.
Российские операторы сейчас не чувствуют недостаток в инструментах и средствах визуальной реализации. Все современные новинки мировых брендов доступны для нас. С точки зрения уровня профессионализма и эстетики, в целом, российское кино выглядит более чем конкурентно.
Одной из слабых сторон российского кино, если говорить глобально, как и прежде, я считаю несопоставимый уровень сценариев запускаемых в работу. Все самое лучшее в российском кино, по-прежнему, создается на уровне независимых и инди-проектов, которые позволяют режиссерам вести себя ощутимо более свободно в средствах выражения.
Какие фильмы оказали на Вас наибольшее влияние?
Одним из последних проектов, которые показались мне наиболее настоящими, а кино все-таки должно быть именно отражением настоящего через творческую призму восприятия действительности, это сериал «Чики» Эдуарда Оганесяна. Этот сериал поднимает на поверхность острые вопросы нашей очень сложной социальной среды, при этом оставаясь очень доступным для зрителя.
Если говорить о вдохновляющих картинах, то фильмы Звягинцева неизменно производят неизгладимое впечатление своей гармонией замысла и реализации.
Очень яркое впечатление в плане киноязыка произвела картина «Земля Кочевников» Хлои Чжао. Собственно, этот потрясающий симбиоз документальной достоверности в художественной интерпретации режиссера пленяет своей правдивостью и заставляет полностью принять этот мир допустимого вымысла.
Интервью брала Елена Смольная.