Страсти по Марку. Барочная реконструкция

Йорн Бойзен честно признался в собственных страхах перед началом работы сочинительства "под Баха" по просьбе фонда Musica Antica da Camera. Мыслимо ли написать арию и речитативы как гениальный мастер барокко XVIII века? Авторской партитуры "Страстей по Марку" не существовало, но большая часть музыкального материала сохранилась в других опусах композитора. Не исчезло и либретто, написанное знаменитым лейпцигским поэтом Пикандером, верным литературным соратником Баха по другим ораториям и пассионам. У самого Баха значатся две версии этого произведения: вариант 1731 года и дополненный двумя ариями 1744 года. В наше время попытки реконструировать "Страсти по Марку" уже предпринимались. Труднейший поиск и кропотливая работа Бойзена превратиться в барочного композитора эпохи Баха, если не в самого Иоганна Себастиана, увенчались успехом. Музыкант восстановил недостающие евангельские речитативы, в сочинении которых пытался приблизиться к оригиналу. Впервые за последние 200 лет они были исполнены в Милане в 2023 году. На московском концерте прозвучала реконструированная Бойзеном версия 1744 года с арией, принадлежащей уже перу Бойзена. Музыканты оркестра старинной музыки Pratum Integrum, руководитель Павел Сербин, концертмейстер Сергей Фильченко, играют на барочных инструментах и специализируются на исторически информированном исполнительстве. Накануне в Малом зале "Зарядья" прошёл концерт дуэта Йорна Бойзена (клавесин) и Сергея Фильченко (скрипка), где прозвучала музыка барочных авторов и сочинения Бойзена. Поэтому взаимопонимание концертмейстера оркестра и, соответственно, музыкантов с дирижёром в процессе исполнения "Страстей" было идеальным. "Страсти по Марку", в отличие от масштабных "Страстей по Матфею", не такие продолжительные по времени. Они прозвучали целиком без перерыва. Но маэстро несколько раз делал смысловые паузы, а также паузы для настройки барочных инструментов, которые, как известно, грешат строем. Это ничуть не мешало цельно воспринимать происходящее. Исполнительская сосредоточенность всех участников и магия музыки Баха действовали гипнотически. При всей важности музыкальной составляющей дирижёр огромное значение придавал слову и подаче мысли, заложенной в нём. Он добивался от хора естественных интонаций немецкой речи в передаче необходимых чувств и эмоций, театральной выразительности словесных образов. Вокальный ансамбль Intrada, руководитель Екатерина Антоненко, проявили профессиональную гибкость и чутко следовали за дирижёрским жестом. Особое удовольствие было следить за речитативными эпизодами, где маэстро аккомпанировал на клавесине вокалистам. Это была тончайшая работа с музыкальным синтаксисом и пунктуацией. По словам Йорна, когда он сочинял речитативы он месяцами пел, проговаривая эти тексты в поисках естественных интонаций и темпо-ритма аутентичной мелодики, что жена даже грозилась выгнать его из дома. Михаил Нор (тенор) в роли Евангелиста был очень выразителен и многообразен в речитации евангельского повествования. Он и Игорь Подоплелов (бас) в роли Иисуса составили устойчивый дуэт. Накануне оба вокалиста в этих же ролях участвовали в исполнении "Страстей по Матфею" под руководством Филиппа Чижевского в Московской филармонии. Концертный зал "Зарядье" предоставил великолепную возможность встречи с немецким музыкантом, клавесинистом, дирижёром, композитором и авторитетным исследователем стиля барокко Йорном Бойзеном. Музыки Баха много не бывает. Послушать восстановленную версию "Страстей по Марку" было меломанским наслаждением и отчасти ликбезом.

Страсти по Марку. Барочная реконструкция
© Ревизор.ru