День радио в 2024 году. Когда отмечают в России и мире, история и традиции

7 мая в России отмечается праздник, который посвящен работникам всех отраслей связи — День радио. В этот день в 1895 году российский ученый Александр Попов продемонстрировал коллегам прибор, который стал родоначальником всех радиоприемников. Подробнее о празднике, его истории и традициях — в материале «Ленты.ру».

День радио в 2024 году. Когда отмечают в России и мире, история и традиции
© Lenta.ru

Когда отмечают День радио

День радио в России традиционно отмечают 7 мая. В 2024 году праздник выпадает на вторник.

7 мая День радио также празднуют в Армении, Киргизии, Белоруссии и других странах

Какие еще праздники связаны с радио? Существует еще и Всемирный день радио (World Radio Day). С 2012 года он ежегодно отмечается 13 февраля. Именно в этот день в 1946 году впервые вышло в эфир «Радио ООН», станция которого находилась в Организации объединенных наций. Утвердили праздник на конференции ЮНЕСКО в 2011 году. Кроме того, 18 апреля в разных странах отмечают Всемирный день радиолюбителя (World Amateur Radio Day). В этот день в 1925 году в Париже основали Международный союз радиолюбителей.

Когда в России учредили День радио

Впервые большие празднования в честь радио прошли в СССР в 1925 году, когда изобретению Попова исполнилось 30 лет. 7 мая 1945 года, в день 50-летия радиоприемника, также провели торжества. Тогда же власти страны решили считать 7 мая Днем радио для «популяризации достижений отечественной науки и техники в области радио и поощрения радиолюбительства среди широких слоев населения».

1 октября 1980 года по указу Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» эту дату окончательно закрепили за Днем радио.

Кого можно поздравить с Днем радио

День радио — это профессиональный праздник людей, которые трудятся в сфере связи: на телевидении, на радиостанциях, на почте, а также в компаниях, обеспечивающих связь телефонную и мобильную. Кроме того, торжество отмечают инженеры, имеющие отношение к этой отрасли, техники, операторы, а также радиолюбители.

История радио в России

В 1895 году, 27 апреля по старому стилю (7 мая — по новому), российский физик Александр Попов показал изобретенный им прибор участникам заседания русского физико-химического общества. Изобретение представляло собой аппарат, «принимавший со значительного расстояния электромагнитные колебания и записывающий их».

Приемник мог регистрировать лишь колебания, которые создавала сама природа, поэтому Попов назвал свое изобретение «грозоотметчиком».

Уже в июле 1895 года к грозоотметчику присоединили телеграфный аппарат Морзе, который умел записывать радиограммы. Тогда ученый отметил, что этот прибор можно использовать для передачи сигналов на расстояние, если получится найти источник быстрых электрических колебаний, который будет обладать достаточной энергией.

Постепенно Попов совершенствовал прибор, который начали использовать для связи на флоте. Он же создал первый в мире приемник, который при помощи телефонной трубки мог принимать сигналы на слух.

Во времена Российской империи радио в основном использовали для связи внутри армии — как на воде, так и на суше.

«Уже накануне революции 1917 года Россия располагала мощными радиостанциями в обеих столицах — Царскосельской в Петербурге и Ходынской в Москве. После прихода к власти большевиков мощные радиостанции заработали в Николаеве, Ташкенте, Чите, Петропавловске-Камчатском», — рассказала «Ленте.ру» кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии, психологии управления и истории ГУУ Юлия Надехина.

При этом голос впервые прозвучал по радио 27 февраля 1919 года. До этого все передачи осуществляли с помощью азбуки Морзе. А уже к середине 1920-х приемные радиоустановки работали в 200 городах Советского Союза. На тот момент радио было самым оперативным средством массовой информации.

По словам эксперта, 10 апреля 1929 года правительство Советского союза приняло постановление, согласно которому было разрешено устанавливать микрофоны для радио в общественных местах бесплатно. С того момента радио стало не только средством для получения новостей и распространения агитации, но и источником образования.

«В трудное военное время по радио граждане узнавали о ситуации на линии фронта, подвигах героев; получали объявления об авиационных налетах и эвакуации. С началом войны все телевизионные центры были закрыты и только радиоприемник оставался связующей ниточкой, объединяющей миллионы советских людей», — добавила Надехина.

Во время Великой Отечественной войны все радиопередачи завершались словами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!» Именно благодаря радио 9 мая 1945 года советский народ узнал об окончании войны и полной капитуляции противника.

После войны радио постепенно уступает место телевидению, но хочется отметить еще один эпизод из истории отечественного радио. Настоящим прорывом стало открытие 1 августа 1964 года радиостанции «Маяк», в основу работы которой были заложены новые принципы Юлия Надехина кандидат исторических наук

По словам собеседницы «Ленты.ру», новая радиостанция вела свои круглосуточные передачи одновременно для всех регионов страны. Кроме того, в основе ее деятельности стоял часовой отрезок времени: в начале и середине каждого часа два коротких выпуска новостей, после которых начинала играть музыка или выходили в эфир различные программы. Так появился новый формат радиовещания, который позаимствовали многие другие станции, появившиеся позднее.

Радио в современной России

Несмотря на развитие интернета, радио остается востребованным. Об этом говорят результаты опросов ВЦИОМ. Например, в 2021 году специалисты центра выяснили, что больше половины (55 процентов) жителей России слушают радио. Любимыми станциями россияне назвали «Русское радио», «Европу Плюс» и «Дорожное радио». Все три набрали по 12 процентов голосов в опросе.

«По данным опросов ВЦИОМ, проведенных в 2019 и 2021 годах особенно низкий процент слушателей радиостанций наблюдается среди молодежи от 18 до 24 лет», — рассказала Юлия Надехина.

Она отметила, что, как и все СМИ, радио призвано доносить до слушателей оперативную информацию, участвовать в социализации и образовании граждан, а также выполнять функцию критики и контроля над властными структурами.

«К сожалению, в современном мире эти функции отошли на задний план, а эфиры радиостанций наполняются музыкой и развлекательным контентом. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 2021 году, 77 процентов тех, кто слушает радио, больше всего привлекает музыка. Радиостанции вынуждены подстраиваться под запросы аудитории», — пояснила Юлия Надехина.

Значение радио для музыкантов

Радио продолжает оставаться средством продвижения музыки и новых композиций. В беседе с «Лентой.ру» музыкант Александр Балукин рассказал, что в прошлом веке именно радио было каналом, через который заявляли о себе. Но чтобы попасть туда, приходилось стараться.

«Попасть на радио со своей песней было крайне сложно, если артист не находился в узких кругах авторитетных продюсеров. Сейчас же обстановка кардинально изменилась. Радиостанции в открытом доступе на официальных сайтах оставляют координаты музыкальных редакторов для прослушивания песен, которые, возможно, подойдут по формату и окажутся в эфире», — пояснил он.

Кроме того, существуют профессиональные сервисы, которые занимаются рассылкой песен на радио. На них можно отслеживать статистику и видеть, какая радиостанция взяла песню в ротацию. Это позволяет экономить время и не связываться индивидуально с каждым музыкальным редактором по электронной почте, добавил Балукин.

С приходом интернета у артистов стало гораздо больше возможностей продвигать свои проекты и ни от кого не зависеть, но в то же время возникла еще более жесткая конкуренция. Ежедневно на цифровых площадках загружается огромное количество треков. И в этом пространстве можно «утонуть». Чтобы артиста действительно заметила аудитория и он стал известным, нужно постараться Александр Балукин музыкант

При этом редакторы радиостанций также отслеживают, какие треки стали популярны в интернете, и без проблем берут их в эфир. По словам Балукина, попадание на радио сразу поднимает статус музыканта и увеличивает охват аудитории.