Как снимать науку? Советы ведущего «Науки» Антона Войцеховского
Наш телеканал объявил конкурс видеороликов «Снимай науку!». Чтобы вызывать интерес у зрителей, а еще лучше — победить, надо многое продумать. Журналист, автор научно-популярных фильмов, ведущий телеканала «Наука» Антон Войцеховский делится своими секретами с молодыми авторами.
Правило №1. Желание что-то сделать.
С чего начинается любая работа над любым научно-популярным видео? С желания что-то сделать! Серьезно! Вы даже себе не представляете, как много людей работающих в телевизоре, делают свою работу из-под палки. И это чувствуется. Нет ничего более разрушительного для хорошего ролика или классного фильма, чем нежелание его снимать.
Не нужно путать нежелание что-то сделать и банальную лень. Если вам хочется снять ролик, как-то проявить себя, но при мысли об этом опускаются руки, значит вам просто лениво.
Давайте так: вы фантазируете на тему, хотите как-то выразить себя с помощью научно-популярного видео — значит вы готовы. Но если ленитесь, то...
Правило №2. Слона лучше есть ложками.
Производство научно-популярного ролика делится на определенные этапы. Вы боитесь процесса целиком. Но, если разбить его на части, то каждая окажется не такая уж большая и страшная. Иными словами, нельзя съесть слона за один присест, но можно постепенно — по ложечке. Так что не бойтесь своего страха перед началом производства!
Разные части рабочего процесса:
придумать тему,
набросать план,
написать сценарий,
снять,
смонтировать,
показать людям.
Этапов может быть больше. Скажем, во время монтажа вдруг выясняется: что-то было снято не так — и вы снова должны расчехлить камеру. А потом вернуться к монтажу. Не надо этого стесняться. Даже в Голливуде занимаются «пересъемами» и делают альтернативные концовки фильмов — на всякий пожарный.
Переделывать не зазорно. Гораздо хуже — приступать к съемкам ради одной цели: чтобы выразить собственное эго! Отсюда...
Правило № 3. Главный не вы, а ваши зрители.
Часто люди думают, если они просто снимают себя — это должно быть кому-то интересно. Давайте честно. Сами по себе вы никому не нужны. Ну, кроме ваших родителей.
Хотите зрительского внимания, хотите, чтобы вас смотрели — делайте то, что интересно людям!
Художественные фильмы — отличный пример того, как можно выразить себя и при этом остаться интересным зрителю. Возьмите 10 знаменитых голливудских картин: «Форрест Гамп», «Титаник», «Властелин Колец», «Список Шиндлера», «Гладиатор», «Миллионер из трущоб», «Игры разума», «Рокки», «Малышка на миллион». Они все получили «Оскар» за лучший фильм года — главную кинонаграду Земли — и при этом еще заработали кучу денег. Это значит, создатели смогли сделать так, чтобы ИХ творчество привлекло внимание миллионов людей.
Каждый раз, когда просмотры моей программы начинает падать… я обвиняю в этом зрителей. Это у них плохой вкус. Это им подавай сплошное развлекалово. Но, потом я вспоминаю эти фильмы. В них нет ничего от тупых блокбастеров-проходняков. Это яркое авторское высказывание. И при этом высказывание, которые пришлось зрителю по душе. Ведь когда стараешься, хочешь быть актуальным, думаешь не только о себе — люди это чувствуют.
Так что к черту фрустрацию. Отрицайте собственное эго. Постарайтесь быть интересным. И придумайте то, что понравится другим! Резонный вопрос: а КАК быть интересным зрителю?
Правило № 4. Смотрите, что делают другие.
Когда я не знаю, как снимать, я смотрю на то, что делают коллеги. Это удовольствие — наблюдать за чужой работой. Человек старался, выкладывался, а ты смотришь на его потуги и все подмечаешь. Ты как охотник. Ловишь удачные моменты: вот это хорошо, здесь отличный эпизод. Анализируешь их и, чего греха таить, повторяешь! Потому что, часто для того, чтобы понять, как было сделано то, что вам понравилось в чужих видео, надо попробовать такое снять самостоятельно.
Я считаю, копировать работу других можно в двух случаях: когда вы только учитесь снимать что-то и когда хотите дополнить чужое своими идеями.
Многие видели программы о том, как кошки приземляются на четыре лапы. Скажем, у Дастина с канала «SmarterEveryDay» не оказалось кошки без хвоста. Я же для программы «Эти непростые животные» нашел бесхвостую породу. И наглядно продемонстрировал: да, хвост для переворота в воздухе — не главное.
Итак, копировать иногда можно. Не надо этого стесняться. Тем более, научно-популярные видео похожи на исследования. Вы не просто снимаете ролики, вы проводите эксперимент!
Ну, а как быть, если ты только и делаешь, что копирую чужие видео? Тогда ты банальный копипастер! Тебя мало кто будет смотреть.
Правило № 5. Сначала сценарий.
Хотите снять научно-популярный ролик? Сперва напишите, что планируете в нем снять. Нельзя приступать к съемкам без хотя бы приблизительного плана: что вы хотите снять, как вы это хотите снять, с чего начать и чем закончить ролик.
Когда-то мои планы съемок были очень примерными, и я их называл скелетом будущих фильмов. Но, путем проб и ошибок, пришел к подробнейшему сценарию. Каждая реплика, каждая склейка, каждый эффект — это не импровизация. Так гораздо эффективнее работать.
Например, в фильме «Вау. Техника» я задавал людям вопросы. Конечно, я не знал, что они будут отвечать. Предполагал, но не знал наверняка. И вот мы приближаемся к последнему на сегодня правилу...
Правило № 6. Есть куски сценария, которые пишутся заранее, а есть те — что в конце.
Вы заблаговременно составили план съемок. Написали сценарий. Пришли на локацию. Но, что-то пошло не так. Помните, что съемки — это еще не готовый видеоролик. Если что-то идет не по плану, просто потом перепишите сценарий. Я бы все сценарии разделил на те, что пишутся до начала съемок и после съемок. По сути, это два разных подхода к работе. И, кстати, открою небольшой секрет, почти все пишут подробный сценарий только после завершения съемок.
И что вам поможет? Что станет спасательным кругом? Закадровый текст. То есть то, что вы наговариваете в микрофон, а потом закрываете картинкой. Универсальный инструмент. Рекомендую!
P.S.: Вы узнали шесть правил, которые вам помогут снимать научно-популярные видео. Но они только приблизили вас к началу съемок. На самой площадке начинаются новые сложности...
Продолжение следует.
Подготовлено по материалам программы “Как снимать науку” телеканала “Наука”.