Луначарский: роль личности в культуре масс глазами Екатерины Аккуратовой

По WhatsApp получил сообщение о том, что в рамках проекта Медиа-клуб «Чехов» состоится встреча с режиссёром Екатериной Аккуратовой и продюсером Светланой Резвушкиной. Запланирована творческая дискуссия о первом народном комиссаре просвещения Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и обсуждение их фильма «Луначарский. Дон Кихот революции».

Луначарский: роль личности в культуре масс глазами Екатерины Аккуратовой
© Суть событий

Катю Аккуратову и её мужа Максима Кармена я знаю давно. Высоко ценю их многолетний не только семейный, но творческий союз. Аккуратова – ученица знаменитого кинорежиссёра, народного артиста СССР, профессора ВГИКа Александра Згуриди. Того самого Згуриди, который был создателем, автором и первым ведущим одной из самых популярных передач советского телевидения «В мире животных». В креативном портфеле Екатерины более 25 документальных и научно-популярных фильмов, среди которых мне особо запомнились «Аркадий Кошко. Гений русского сыска», «Петр Алейников. Неправильный герой» и «Великие комбинаторы».

На решение зарегистрироваться и принять участие в этом интеллектуальном мероприятии повлияло не только желание встретиться с режиссёркой, с которой мы не виделись более 5 лет, но и место его проведения. Медиа-клуб «Чехов» располагается на площадях бывшей публичной библиотеки имени Чехова на Страстном бульваре. В тихом и уютном читальном зале в девятом и десятом классах я готовился к вступительным экзаменам в МГИМО. Всю жизнь с теплотой вспоминаю внимательность сотрудников, которые подбирали мне литературу из длинного списка материалов для внеклассного чтения и, если что-то не оказывалось на полках, заказывали необходимые мне книги в других библиотеках. Сейчас в основном зале идёт ремонт, и я пока не представляю, как он будет выглядеть, что будет в нём размещено, как будет функционировать и обслуживать посетителей. Дело в том, с 2024 года библиотека имени Чехова стала структурным подразделением Мультмедиа АРТ Музей на Остоженке, который открылся 13 апреля и в котором мне ещё не довелось побывать.

C 2016 года Media-клуб «Чехов» служит местом регулярных творческих встреч с деятелями искусств, которые организует директор библиотеки Елена Пахомова и куратор и руководитель проекта кинорежиссёр Александр Бруньковский. Media-клуб – это своеобразная лаборатория, в которой идёт поиск путей взаимовыгодной интеграции науки, литературы и искусства. Наведением «мостов» между разными течениями культуры занимаются художники, режиссёры, писатели, артисты, искусствоведы, критики. Среди участников дискуссий были знаменитые кинорежиссёры Марлен Хуциев и Вадим Абдрашитов, Александр Адабашьян, Кирилл Разлогов, Вера Глаголева, Александр Снегирев, Андрей Шемякин, Евгений Цымбал, Игорь Золотовицкий и другие.

Но вернёмся к новому документальному фильму Екатерины Аккуратовой и его герою. Первоначально тема повествования мне показался сомнительной. О личности Луначарского мне было мало что известно. Его политическая фигура всегда казалась незначительной, а место в революционном процессе - второстепенным. Даже в борьбе за ликвидацию неграмотности в стране на первом плане, согласно советским учебникам истории, всегда была Надежда Крупская.

Но авторы фильма поставили целью переубедить таких как я скептиков. Они пообещали создать объёмный портрет своего персонажа, опровергающий примитивное клише, рассказать о том, кем был Луначарский на самом деле в системе власти большевиков, каким он был в жизни, литературе и кино. И должен признать, что они с честью выполнили свою просветительскую миссию. Безусловно фильм заслуживает внимания широкой зрительской аудитории, и я уверен он обеспечит себе неоднократную демонстрацию по каналу «Культура».

Я смотрел фильм с большим интересом и получал удовольствие, узнавая много нового и важного для понимания не только того смутного времени, но и нашей сегодняшней действительности.

Фильм базируется на недавно вышедшей в издательстве «РОССПЭН» одноименной книге Сергея Дмитриева, который с энтузиазмом повествует о Луначарском как руководителе-защитнике культурного наследия предков, о создателе новой системы образования всех уровней и науки.

Съёмки проходили в Смольном, в Зимнем дворце, в музее-квартире Блока, в кабинете Дзержинского, в Ясной поляне, на Красной площади с участием таких известных деятелей отечественной культуры как директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, советник президента по вопросам культуры Владимир Толстой, искусствовед Елена Соломаха. Актерская реконструкция с частым переодеванием в исполнении Александра Хорлина стала частью тех эпизодов, где звучат письма Луначарского, отрывки из его дневников или точные и беспристрастные оценки его современников.

Фильм насыщен редкой кинохроникой, которая передаёт дух той эпохи революционной стихии, которая крушит старое в надежде создать что-то новое, но ещё никому непонятное. И нарком просвещения старается сформировать это загадочное будущее. Он ведает театрами, литературой, библиотеками, музеями, изобразительным искусством и способствует их всестороннему развитию. Луначарский сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков, что обеспечило в определённой степени духовную преемственность поколений, передачу культурного наследия прошлого малообразованному пролетариату.

В фильме высвечиваются неизвестные обстоятельства взаимоотношений с видными большевиками, прежде всего, Лениным, Сталиным, Троцким. Для меня было открытием существование серьёзного конфликта Луначарского с Лениным, который настаивал на закрытии Большого театра и ликвидации «как класса» чуждого пролетариату балета. Если бы в этом противоборстве победил вождь революции, то чем бы мы гордились сейчас?! И не родилась бы крылатая фраза замечательного Юрия Визбора о том, что «мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета, мы впереди планеты всей!»

Из общения с авторами сценария, среди которых известная по художественно-документальному сериалу «Севастопольские рассказы» Елена Полякова, я узнал ещё одну любопытную деталь. Оказывается, что именно Луначарский был одним из инициаторов попытки перевести русский алфавит на латиницу, для чего в 1929 г. в Наркомпросе образовали специальную комиссию.

Помимо этой экзотической попытки интеграции с западным культурным миром, Луначарский напрямую лично поддерживал общение с известными писателями Ромэном Ролланом, Анри Барбюсом, Бернардом Шоу, Бертольдом Брехтом, Гербертом Уэллсом.

Единственный вопрос, на который я до сих пор не нашёл для себя ответа: что же мне делать с полученным информационным массивом?

Игорь Макурин,

обозреватель