"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 81-я: "Яу"

Как астраханцы в Казань ходили, или Фильм, в котором играет Салават

"Куктау-20": исследуем историю татарстанского кино. Часть 81-я: "Яу"
© Реальное время

Новый кейс для казанской кинематографии: авторы выложили фильм на сайт компании и предлагают посмотреть его на деньги. Речь идет о татарской картине "Яу" (16+), которую в 2018 году представили на Казанском международном фестивале мусульманского кино. Режиссер Айдар Габдрахманов иронично смотрит на древнюю историю.

Фильм о любви к деньгам

Габдрахманов родился в Сибири, учился в Казани, какое-то время работал в Москве, потом вернулся в Татарстан. Кроме "Яу", у него есть документальный фильм "Казанская студия кинохроники", снятый в к ее 80-летию. Много Габдрахманов работал на спортивных мероприятиях, делал клипы. Он преподает в КазГИКе, в частности, ведет курс "Мастерство продюсера кино и телевидения".

Помнится, в 2019 году, представляя картину "Он, она и робот", снятую в Иннополисе, режиссер говорил о необходимости работать с частными инвестициями. Фильм "Яу" показали на мусульманском кинофестивале в 2018-м в черновом варианте (не был закончен монтаж и не добавлены спецэффекты), видимо, настолько высоки были ожидания. На презентации авторы говорили, что картина снята с расчетом на прокат. Ее бюджет составил 6 миллионов рублей, все это — частные средства: "Это сатирический фильм, он о любви к Родине, о любви к женщине, к друзьям и о любви к деньгам".

То есть коммерческая картина, которая делалась с благородной целью заработать. С бесхитростным юмором, тонкой сатирой, намеками на чувственные сцены, а также распитием и мордобоем. Сейчас фильм "Яу" размещен на сайте компании МАХМ, а не его студии FILM24.PRO. Его трейлер появился в Сети в начале апреля. МАХМ — детище режиссера Марселя Махмутова, который в этом году получил государственную субсидию на фильм по сказке от Каюма Насыри.

В "Яу" Габдрахманов, по его словам, ориентировался на фарсовые исторические комедии, в качестве ориентира назывался "Астерикс и Обеликс". Заметим, что это происходило до веб-сериала "Чума" и топового "Холопа".

Казани — 430 лет

Астраханский хан Мотыйгулла (Искандер Мотыйгулла) отправляет в Казань двух диверсантов — Азамата (Рустем Хасанов) и Батыра (Рустем Рахманкул). А на соседнее ханство нападает царь Василий (Анфис Калимуллин). Ну как нападает? На самом деле, он просто в очередной раз приехал в гости к хану Субаю (Гамиль Асхадулла). Вместе они отмечают юбилей Казани — 430 лет. Воины Василия режутся в крестики-нолики и придумывают летописи. Между тем в Казани готовится переворот...

Снимаются в фильме на вторых ролях в основном актеры Тинчуринского и Атнинского театра (к примеру, можно увидеть Амину Ситдикову, ушедшую из сельского гостеатра некоторое время назад), а также харизматичный доцент КазГИКа Азат Зарипов (он же, если помните, батюшка в "Зулейхе").

Ну а на главных ролях — артисты театра "Мунча ташы". И как тут не вспомнить, что именно они еще в эпоху DVD снимали фильмы на продажу. Теперь качество съемок повысилось, но играют актеры также наотмашь, как будто перед ними зрительный зал ДК.

Также в ленте участвуют эстрадные звезды. Салават Миннеханов замечен в небольшой роли стражника. Салават Фатхетдинов выступает на празднике. А Ильсия Бадретдинова занимается продакт-плейсментом — рекламирует масло.

Впрочем, в первую очередь фильм интересен сценарием Альберта Шакирова, писавшего для сериалов на канале "ТНВ" ("Бер-бер хәл", "Алмаш", "Юллар чатында"), который в присущей для тележурналиста ироничной манере проходится по болевым точкам. Мол, дети в ханстве по-татарски не разговаривают, все больше по-арабски и по-персидски. Чак-чак назвали так, потому что он на зубах хрустит. Актеры в камеру говорят, что наряды у них слишком пестрые. Словом, все очень не по-настоящему. Правда, в конце Асхадулла все равно произносит красивую мысль про обязательства перед потомками.