"Мы хотим думать, что изменились". Омская студентка-художник о менталитете людей в последние десятилетия
Чтобы разобраться, как быть со своим будущим, хорошо бы понять, кто ты есть в сегодняшнем дне и кем ты был вчера. Проект-исследование о самоидентификации человека в поликультурном обществе презентовали в Омской арт-резиденции. Полина Третьякова - 22-летняя студентка направления дизайн ОмГТУ и автор выставки "РусскийКалчер" предлагает "активировать" состояние "ностальгирую" или "романтизирую девяностые". Оно может стать ключом к принятию эпохи, от отголосков которой в XXI веке порой так хочется сбежать. На стенах - эксперименты с формами и цветами, сочетаниями фотографий и графики, миксы стилей. О межвременном дизайнерском исследовании мы расспросили самого автора. - Полина, зачем вам вообще понадобилось исследовать девяностые, если вы родились уже в двухтысячных, да и жить всё-таки планируете в XXI веке? Зачем окунаетесь в прошлое? - Я не жила в то время, но мне кажется, раньше люди были счастливее. Конечно, понятно, что время было нелёгкое, но люди как будто по-другому реагировали на негативные инфоповоды. Человечество было дружным и сплочённым. Пусть это звучит инфантильно, но это так. Сейчас в контексте любых не самых приятных событий мы становимся одиночками, отстраняемся от семьи, бежим от своей культуры и открещиваемся от прошлого. В девяностые, мне кажется, люди были открытыми и очень искренними. Этого сейчас, конечно, не хватает. - Вы говорите, что выставка - это ваше отражение понимания русской культуры сегодняшнего дня. Если вы говорите, что люди изменились, зачем так много отсылок? - Мы хотим думать, что мы изменились. На самом деле вязаные салфетки, панельки и гопники - они глубоко в "нашем ДНК". Поэтому бежать от самих себя бессмысленно. Лучше это принять и двигаться дальше. Я сама родилась в 2002 году, но узор с белыми кругляшками на бабушкином сервизе помню очень ясно. Поэтому сказать, что это пережиток той эпохи, не могу. Чтобы отразить "РусскийКалчер", наблюдала за прохожими, расспрашивала родителей и бабушек с дедушками об эпохе перемен и вдохновлялась фильмами. - Какими - того времени или современными фантазиями на тему? Что в них цепляет? - Сериал "Мир! Дружба! Жвачка!" (18+) - там интересно показано советское время: перестрелки, криминал, дружба. Очень искренняя любовь! Можно даже сказать, детская. Тогда все чувства были настоящими. Сегодня же сложно не то что построить отношения, сложно просто познакомиться с кем-то. Найти эту самую любовь. Кажется, все были счастливее, потому что не имели смартфонов, не знали всех новостей и, соответственно, не могли по этому поводу рефлексировать. Негатив обходил юность. Сериал "Слово пацана" (18+) - хорош, но на мой вкус больше нет, чем да. Жестокость слишком романтизирована. Фильм "Игла" (18+) с Виктором Цоем - кожаная куртка, сигарета в зубах, криминал! "Бригада" (18+) - посмотришь и поймёшь - это всё и есть наша культура. - Вы сказали, что пришлось много наблюдать за людьми. Было интересно? - Я наблюдаю очень яркие контрасты. Идёшь по улице, а перед тобой сначала современная девушка, а сразу за ней мужчина в "адидасе" с сигаретой, ещё к тому же орёт и матерится. Разные люди живут вокруг нас. Несмотря на то, что сейчас цифровой век и всё уходит куда-то далеко вперёд, прошлое нас не оставляет. Русский мат со всех сторон звучал, звучит и будет звучать. Кто-то осторожно стоит на каблуках, а кто-то плюётся семечками и харкает, орёт - это мы, это наша культура сегодня. Раньше я на это не обращала внимание, а сейчас вижу: каждый из нас действительно индивидуальность. - Гопники - отдельное явление культуры? - Я думаю, это отдельное явление культуры, отдельная каста, которая всегда будет существовать в нашем мире (улыбается) . Наверное, в каждой стране есть свой гопник, но в России избранная концентрация. Потому что, говорю, нигде больше нет русского мата и такого количества "адидасовских" костюмов на рынках. - Что для них та самая игла Кощея Бессмертного? Как считаете, на чём держится их сообщество? - Отношение к культуре во многом же зависит от того, как тебе это заложили в детстве, какой у тебя был пример. Возможно, гопников объединяет то, как они росли. Они держатся на "понятиях", бандитских темах. Мне кажется, что эти ребята застряли в прошлом. "Сегодня" для них не существует. - Вы сказали, что распрашивали родных о девяностых. Поделитесь, какие воспоминания услышали? - Бабушки и дедушки говорили: "Время перемен, распад Советского Союза". Родители рассказывали про семейные сборы на праздники, про то, что у людей была душа добрая и весёлая. Вот и всё. Я эту информацию восприняла и перенесла на свои работы. От себя добавила романтику панелек, жареные семечки, думерский вайб. - В ваших работах много ёмких или не очень ёмких выражений. Как считаете, искусство должно быть понятным? - Нет. Современное искусство - абстрактное, оно должно будить в человеке смотрящем чувства. Я не буду лукавить, я буду рада, если люди будут понимать мои работы, но в первую очередь я хочу сделать так, чтобы на моей выставке люди узнавали себя. Может, в работах, а может, они бы ими возмущались и понимали: да, вот такое мне не нравится. Если искусство вызывает хоть какие-то эмоции - это уже успех. Ведь человек, как бы ни пытался понять "искусство", в работах любого творца всегда видит себя. - Полина, а что делать? Если, по вашим словам, сейчас у людей всё внутри очень грустно, где искать луч света в тёмном царстве? - Нужно быть ближе к своей семье, к родным. Общаться с родственниками, возрождать семейные традиции, собираться вместе на дни рождения, на праздники. Нам нужно больше живого общения! Даже банальные прогулки - тоже неплохо. Если мы будем больше обращать внимание друг на друга, а не на интернетные новости - мир будет лучше. И счастливее! Экспозицию (12+) можно увидеть в выставочном пространстве Омской арт-резиденции (ИДЭС ОмГТУ, ул. Красногвардейская, 9, 2 этаж) до 24 мая. Вход свободный! Кстати, недавно в нашем материале мы рассуждали, какие сериалы конца XX века интересно посмотреть сейчас и чем они нас привлекают . Возможно, наши с вами мнения совпадут... Фото: скриншоты программы "Свободное время"