Войти в почту

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"

Я не спорю, что Тарковский – классик, но ни одного его фильма я не смог досмотреть до конца. Дольше всего продержался на "Сталкере", но все равно информацию о том, чем все закончилось, пришлось черпать из Википедии. Поэтому для меня наличие имени Тарковского в афише, скорее, минус. Пошел я на спектакль исключительно из-за продюсера Варвары Ртищевой. (Она же является продюсером моего любимого "Белого Вальса" ). И — о чудо! Не прогадал! К моему счастью, от Андрея Тарковского там было очень немного. Как вы поняли – в основу легли шесть рассказов из сборника неизвестного мне писателя Павла Селукова. Действие большинства рассказов так или иначе связано с Пролетарским районом Перми. Это единственное, что их связывает. Сквозной сюжетной линии – нет. Павел Селуков присутствовал в зале, вышел на поклоны – и по одному его виду было понятно: уж он-то действительно знает, о чем пишет. Сюжет каждого из рассказов прост и незатейлив: перед нами история ПТУ-шника, который вдруг решил начать смотреть фильмы Тарковского, любовная драма местного боксера, который поехал сниматься в Москву и стал звездой, история мотоциклиста, который встретил на дороге красивую замужнюю девушку, трагедия заводского пьянчужки, который чуть не лишился квартиры из-за того, что спер на заводе моток медного провода, и так далее. Между рассказами демонстрируются отрывки из фильмов Тарковского. Мне показалось, что каждый рассказ поставлен в стилистике того или иного фильма (но поскольку я с этими фильмами знаком поверхностно, то, возможно, все-таки показалось). В любом случае, получилось очень смешно и душевно. Режиссер определил жанр как трагикомедию, но, на мой взгляд, трагедии как раз нет. Есть грустные моменты, но каждый рассказ светлый. Ни автор, ни режиссер не копаются в грязи, не грузят нас безысходностью. Наоборот, даже самая трагичная история дает надежду, она подана легко. Мне не близка эстетика подворотен пролетарских районов, но показана она была в спектакле по-настоящему, с любовью. Я действительно почувствовал проблемы этих людей, я сочувствовал им, я видел их экзистенциальные внутренние драмы. И мне было интересно на это смотреть. Наверное, еще и потому, что очень сильная сторона – актерский состав. В данном случае в спектакле принимали участие актеры МХТ им. Чехова, и сыграли они по-настоящему безупречно. Истории короткие, но созданные образы – глубокие. Каждый актер в той или иной истории играл совершенно разные характеры, людей разного возраста с разными проблемами, и это не была пародия, не было картонных вычурных персонажей, хотя можно было сорваться в ту степь. Хорошо, что не сорвались. Справились на все сто. Например, Влада Сухорукова органично сыграла и дворовую девчонку с неприличной кличкой, и столичную актрису, и рабочую на заводе, и замужнюю девушку с красивыми волосами из небольшого уральского городка. Мария Сокольская – и жена начинающей кинозвезды, которая чувствует, как муж от нее уходит, и строгая начальница на заводе, и опять же обычная дворовая девчонка, готовая в любой момент выпить на халяву. В каждом случае – верю! Про остальных актеров – можно сказать то же самое. Контакт с залом – превосходный. Особенно поразила меня последняя история. Суть ее проста, как две копейки: Двое местных оболтусов сперли в аптеке коробку неведомого мне спиртосодержащего лекарства и позвали своих кентов на кутеж. Однако выпал снег, подморозило, и прямо у подъезда тот, кто нес коробку поскользнулся, уронил ношу, и флакончики разбились вдребезги. К счастью, у главного героя был припасен ящик водки, который он купил, получив гонорар за эти самые рассказы. Вот и всё. Что же уникального? А фишка в том, что эту историю поставили в стиле "Андрея Рублева". В итоге перед нами древнерусский эпос с былинными распевами, речитативом, почти молитва. Тот самый случай, когда сочетание несочетаемого дает поразительный, мощный, положительный эффект. Обожаю четкие внятные финалы, и в данном случае он был именно таким. Смешным, фантасмогоричным, и при этом реалистичным и очень душевным. В спектакле присутствует ненормативная лексика, но ее немного, и она действительно к месту. Есть мат, но нет сквернословия. В общем, мне, не любителю Тарковского, спектакль однозначно "зашел". Думаю, что любители этого классика увидят в постановке нечто большее, то, что не увидел я. Будет очень интересно послушать их мнение. Спектакль однозначно подойдет любой аудитории, и тем, кто знаком с особенностями жизни в пролетарских районах, и тем, кто знает об этом очень отдаленно. Следующий показ - 30 июня.

Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
© Ревизор.ru