Режиссёр Павел Архипов рассказал о премьере фарса «Палата бизнес-класса» в курском драмтеатре
24 мая на сцене Курского государственного драматического театра состоится премьера фарса «Палата бизнес-класса» (16+). Московский режиссёр Павел Архипов рассказал о работе с текстом современного драматурга, об особенностях фарса и о знакомстве с курской труппой. — Чем интересен для Вас текст Александра Коровкина? — «Палата бизнес-класса» — предложение театра, которое мне понравилось. Материал мне импонирует, в нём помимо смеховой, фарсовой «начинки» есть то, что задевает, то, что я и пытаюсь реализовать. Это история возникновения чувства между взрослыми людьми, я надеюсь, глубокого и драгоценного чувства. — Это Ваша первая работа с фарсом? Какие особенности жанра Вы можете выделить? — С фарсом я работаю не в первый раз. Ставил «Не всякий вор —грабитель» Дарио Фо, который является на сегодняшний день наиболее известным носителем фарсовой культуры, в частности, комедии дель арте. И фарс, и дель арте определяет некоторая архетипичность персонажей. Например, у истоков это были доктор, резонёр, влюблённая пара. Сегодня в фарсе те же чётко очерченные типические герои, вступая во взаимодействие, формируют юмористическую природу. — С какими сложностями сталкиваетесь сегодня в процессе постановки? — Комедию и фарс всегда ставить сложно, что обусловлено особенностями жанра. В работе над трагедией актёр персонализирует себя с героем, практически сливаясь с ним. Но чем дальше жанрово мы уходим от трагедии, тем больше увеличивается дистанция между «Я» актёра и его персонажем. Поэтому из фарса легко упасть в «КВН», чего мы не можем позволить себе сделать. Действие должно быть динамичное, а зритель через смех должен иметь возможность постичь ту историю, которую мы хотим ему рассказать. — Как Вы считаете, с пьесой работать проще, когда есть возможность прямого общения с автором, или это скорее добавляет ответственности? — Осенью в Москве в театре «Вишнёвый сад», где сейчас служу, ставил пьесу Валентина Красногорова «Его донжуанский список». С автором мы постоянно были на связи. Это, конечно, нисколько не мешало. Режиссёр может создать постановку в одном из двух направлений. Первое, которому меня учили в Щукинском институте, подразумевает, что задача режиссёра – вскрыть авторскую суть и проблематику, дойти до тех задач, что заложены им в пьесу. Второе направление, популярное сегодня среди молодых режиссёров, состоит в использовании авторского начала как фундамента для режиссёрских фантазий, для самораскрытия. Драматург пишет языком букв, слов, режиссёр переводит их на язык пространства и времени, а любой перевод всё же субъективен. Однако надо чётко ответить себе на вопрос: к чему я стремлюсь? Я хочу раскрыть автора или себя? Есть железный аргумент: если автор для вас лишь толчок для собственных амбиций, то и писать нужно самим. — Пытаясь добраться до проблематики «Палаты бизнес-класса», Вы не разговаривали с Александром Анатольевичем Коровкиным? — Пока не общался. Знаю, что некоторые режиссёры не только выходят на связь с автором, но и просматривают записи других спектаклей по пьесе, над которой работают, чтобы сравнить те трактовки со своим видением. Я же специально стараюсь не смотреть подобные постановки, сохраняя собственный взгляд в том числе на заложенное в пьесу Александром Коровкиным. — Какая она — современная драматургия? — Я считаю, что не лучший период, который переживала драматургия в 90-ые, скатываясь к так называемой «чернухе», прошёл. Сегодня драматургия выправляется. Авторы пришли к понимаю: смаковать грязь попросту неэстетично, не театрально. Задача театра – расширять, обогащать эмоциональную составляющую человека, на что способна не каждая пьеса. Перспектива у нашей драматургии есть. — Каких принципов вы придерживаетесь как режиссер? — Раз, как я уже упомянул, театр призван обогащать эмоциональную сферу, то делать хочется такие спектакли, которые цепляли бы эмоционально. Эмоции будут рождаться от верно выстроенных конфликта, действия. Я всегда стараюсь не выпадать из жанра. Застольный период — это как раз договор на берегу о том, что мы ставим, для чего мы ставим, каким способом, по каким правилам мы существуем на сцене. Каждый спектакль — космос с особыми физическими и химическими законами, их нужно определить. — Наблюдая за репетициями, заметила, что часто вы вступаете в сотворчество с артистами, на что готов не каждый режиссёр. Не считаете такой подход характерной чертой своей работы? — Первые два вопроса сценической задачи, а именно что и для чего, для кого ставится, бесспорно определяет режиссёр. А ответ на третий вопрос «как?» можно найти только совместно с актёрами. Я считаю, что, готовясь к постановке, нельзя детально сочинять мизансцены, стоит исходить от актёра, двигаться вместе с ним, а не ломать его естество. — Как Вы считаете, зритель более строг по отношению к постановкам, сюжет которых разворачивается в наши дни? Или современная драматургия воспринимается так же, как и классика? — Задача режиссёра – интересно рассказать по возможности занимательную историю. Она может быть и двухсотлетней давности, и пятилетней давности. Если задача выполнена, история рассказана интересно, то зритель, мне кажется, будет воспринимать одинаково. Предвзят ли зритель по отношению к естественности сценических картин, отражающих наши дни? Честно, не знаю. Драматургия не всегда успевает сиюминутно реагировать на течение времени, на все сменяющие друг друга события. — Поделитесь впечатлениями о труппе Курского драмтеатра. Удалось ли найти общий язык? — В первую нашу встречу мы договорились, что будем работать, как Вы и сказали, в сотворчестве. Я против диктата. Пока, мне кажется, у нас успешно выходит. — Приходилось ли Вам в жизни сталкиваться с такими людьми как главный герой Разницкий, уверенными, что все можно купить, относящимися к окружающим с пренебрежением? Этот опыт помогает в постановке? — Конечно! Кто же с такими не встречался сегодня. В работе над спектаклем сливается мой опыт и опыт Александра Сергеевича Швачунова, исполнителя роли Разницкого. Мы вместе ищем и создаём этот образ. Я могу предлагать много, но реализовывать в конечном счёте всё равно актёру. — О чем для Вас «Палата бизнес-класса»? Какую историю Вы хотели бы рассказать? — Пьеса в первую очередь о любви, а не о развращающей коррупции и борьбе с ней. О необходимости наказывать коррупционеров мы слышим столетиями. Возникновение чувств важнее обсуждения поступков героя-негодяя, остальное – лишь фон, двигатель интриги. Все пьесы на самом деле о поиске счастья, о стремлении к мечте. Только у каждого она своя…