Александр Клевицкий: "Сегодня мало кто может сочинить красивую мелодию!"

Уже более 900 заявок пришло в адрес оргкомитета III Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» , и в связи с многочисленными обращениями приём работ продлён до 20 мая. Напомним, конкурс проводится фондом ФИРКОН совместно с телерадиоцентром «Орфей» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А сегодня у нас в гостях один из членов жюри «Партитуры», дирижёр, композитор, художественный руководитель и главный дирижёр Академического Большого концертного оркестра имени Силантьева Александр Клевицкий . В этом году вы впервые вошли в состав жюри конкурса «Партитура». С какой позиции будете оценивать работы участников? Как композитор или как дирижёр? В первую очередь как композитор. Нужно понять замысел автора, понять форму, в которой он пишет. Ну и, конечно, у меня всегда срабатывает мое артистическое чутьё. Я пытаюсь понять, хотел бы я это сочинение исполнять сам на своём концерте или нет. Вот это для меня очень важно. На ваш взгляд, может ли конкурс «Партитура» стать для молодого автора трамплином в «большой мир»? Любой конкурс – это возможность проявить себя, показать своё умение, свой талант. Особенно такой конкурс, как «Партитура», когда твоя музыка может прозвучать на сцене Большого зала Московской консерватории. Это совершенно невероятный для начинающего автора шанс. Плюс музыку конкурсантов будут оценивать выдающиеся музыканты. Одна из номинаций конкурса называется «Эстрадно-симфоническое произведение, музыка оперетты и мюзикл». Пишет ли сейчас молодёжь для эстрады? Давайте определимся, что мы имеем ввиду под словом «эстрада». Есть так называемая популярная музыка, но эстрадно-симфоническая музыка – это совсем другая история. Здесь нужно хорошо разбираться, как устроен оркестр, нужно «жить» в этом жанре. Мне попадались сочинения именно молодых композиторов, работающих в этом жанре. И мне как члену жюри будет очень интересно узнать, что же сегодня происходит в этом жанре. В чём, на ваш взгляд, главная проблема современных композиторов? В современной музыке много самых разных направлений, есть очень много любопытного. Фантазия у авторов бьёт ключом. Нет только главного: мало кто может сочинить красивую мелодию. Новой музыке, особенно академической, сложно пробиться к слушателю, вы согласны? Думаю, что в популярном жанре это сделать ещё сложнее. Пиши талантливо, пиши здорово, и ты обязательно пробьёшься. Всё искреннее, по-настоящему талантливое – оно всё равно будет жить, ему надо только придать какое-то ускорение. Таким ускорением и может стать для молодых авторов конкурс «Партитура». Молодым участникам конкурса «Партитура», которые выйдут в финал и впервые услышат свою музыку в исполнении симфонического оркестра, не завидуете? У каждого своя судьба. Я просто жалею, что мне уже 70 лет и что я не могу участвовать в этом конкурсе. Но то, что я нахожусь среди членов жюри, тоже очень приятно! А участникам конкурса искренне желаю воспользоваться своим шансом! Вы как главный дирижёр легендарного оркестра имени Силантьева часто исполняете современную музыку. В прошлом году ваш оркестр принял участие в наделавшем шума проекте Art Of Hans Zimmer… Классику гораздо интереснее исполнять. Что касается Циммера, то, на мой взгляд, это такой очень профессиональный ремесленник. С Эдуардом Артемьевым не сравнится. Уверена, что русская композиторская школа гораздо богаче, глубже, сильнее! Вы только что отметили 70-летие и готовите сразу два юбилейных концерта – 11 июня в Консерватории и 7 июля в Театре эстрады. Какими они будут? В Консерватории прозвучит моя новая симфония «Русские картины», которую я посвятил картинам любимых русских художников; концерт для фортепиано с оркестром (солистка – Екатерина Мечетина) и концерт «Грустная летняя сказка для гобоя и оркестра» (солист – Федор Освер). Также на сцену выйдут Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьёва, солистка «Новой оперы» Елена Терентьева и певица Валерия Чайка. А программу в Театре Эстрады я назвал «Клёвый концерт. 7:0 в пользу композитора». Мои песни споют Сергей Пенкин, Этери Бериашвили, Аскар Абдразаков, Мариам Мерабова, Анна Бутурлина, и другие прекрасные артисты в сопровождении Академического Большого концертного оркестра им. Силантьева. В следующем году оркестру Силантьева исполняется 80 лет. Как будете отмечать? Когда я пришёл в Оркестр, ему было всего-то 60. А уже 80! Как будем отмечать, уже, конечно, думаем. За последнее время мы сыграли столько программ, и у нас такой огромный репертуар, что в юбилейную программу не войдет и сотая его часть. Так что будем, подобному скульптору, который отсекает лишние кусочки камня, отбирать всё самое-самое. Хочется, чтобы это было торжественно, празднично, радостно и, главное, чтобы это вызвало интерес у слушателя.

Александр Клевицкий: "Сегодня мало кто может сочинить красивую мелодию!"
© Ревизор.ru