Пояснил за профессию по-пацански. Ищем истину в интервью с философом

Можно ли отыскать философию в "пацанских" пабликах и как поставить журналиста в тупик, узнаете из интервью с мыслителем современности. Что общего у философии с тюремной субкультурой? И возможно ли познать важные истины через "пацанские" паблики? В рамках нового авторского курса по философии ХХ века кандидат философских наук Кирилл Добронравов провёл нескучную лекцию и развеял мифы о своей профессии. - Кирилл, как люди реагируют, когда узнают, что ты философ? - Обычно вопрос подразумевает какую-то профессиональную деятельность. Поэтому часто спрашивают, кем я работаю или просят сказать что-нибудь по-философски, намекая на то, что все люди своего рода философы. То есть реагируют неоднозначно, скорее, требуют "пояснить" за профессию. - А что ты им отвечаешь? - Я получил философское образование, я преподаю философию, но поставить себя в один ряд с великими мыслителями человечества я, конечно, не могу. Есть цитата из песни группы Lumen: "Мы все учились жить у мёртвых наркоманов". Так же и я выстроил свою жизненную философию, учась на ошибках Курта Кобейна и Джима Моррисона. Я понял, что вообще-то мыслить и искать ответы - это важно. Может быть, если бы у этих личностей была книжечка Гегеля под подушкой, всё закончилось бы иначе. - Бытует всё-таки в обществе мнение, что философы - это бездельники, которые не приносят никакой практической пользы. Что ты думаешь по этому поводу? - Мне, в принципе, понятна такая позиция. У музыкантов есть инструмент, у художников есть кисточка, даже у писателей есть печатная машинка, клавиатура, ну или шариковая ручка, в конце концов. А какой инструмент у философа? Это мышление и логика. Сам процесс деятельности философа плохо представлен в культуре. Вот философ сидит и думает. Откуда мы знаем, о чём он думает? Может, он думает, какой сыр выбрать вечером в супермаркете. Задача философа - не написать книгу, не стать доктором философских наук или не остаться на страничке в "Википедии". Задача философа - побуждать других деятелей культуры и обычных людей к мышлению. - Как ты думаешь, чем философы прошлого отличаются от философов современности? - С определённого момента в истории философия закрылась в университетах. Она стала академической, кафедральной, и многие наверняка припоминают, что где-то в университете кто-то вёл курс под названием "Философия". Современные же философы стремятся выйти на более широкого читателя - это, я думаю, спасение для философии. Потому что сегодня почти никому не интересна, например, история или идеи Канта. Мне кажется, что сегодня философия стремится осмыслять больше реальность, чем понятие, идеи, системы и концепции прошлого. - Три главных стереотипа о философах? - Первый - философией нельзя заниматься в молодости, это дело взрослых, порой пожилых людей. Второй стереотип - существуют настоящие и ненастоящие философы. Настоящие - это те, которые жили в Древней Греции, ходили по Афинам, а все остальные - косплееры. И третий - существует одна философия и один философ, который сказал правду, а всё остальное - полная ерунда, и читать это не нужно. - Давай поговорим о портрете твоей целевой аудитории. Кому интересны твои лекции? Ты замечал, что к тебе приходят люди схожих профессий или одного возраста, с какими-то одинаковыми запросами, возможно? - Обычно это люди от 16-18 до 40-50 лет. Мои слушатели, наверное, делятся на ищущих и нашедших. Ищущие всегда любят процесс поиска и когда им дают пищу для размышлений. Поэтому, если говорить про целевую аудиторию, - это чаще всего люди творческих профессий: дизайнеры, художники, музыканты. Ещё частенько приходят врачи. А также это люди, неравнодушные к социальным и политическим процессам. - А насколько вообще философия чувствует нерв общества? Быстро ли она реагирует на актуальные тенденции и запросы человека ХХ I века? - Спрос на философию сегодня есть, но порой, к сожалению, философы не успевают за изменениями. Поэтому писатели и творческие деятели в своей интуиции о процессах, о нерве в обществе оказываются более верны и быстрее подстраиваются под запросы людей. Философия всё-таки требует обоснования и логики, поэтому, чтобы мы поняли, что тот или иной философ оказался прав, должна пройти достаточно большая временная дистанция. - Кирилл, возможно, ты помнишь, что в 2015 году были популярны пацанские паблики с цитатками. Я видела, как один из философов мог каждой цитате присвоить определённое направление в философии и объяснить их через призму этой науки. Попробуем с тобой? - Давай попробуем. - "Одиночество хоть не самый лучший друг, но самый верный". - Какая-то мизантропия шопенгауэровская. Есть такое высказывание Артура Шопенгауэра о том, что человек очень общительный - это просто человек, который боится себя. То есть он ищет социальные контакты, чтобы поговорить с различными людьми и забыться. В то же время Кант, который, безусловно, повлиял на Шопенгауэра, говорил: "Если ты нечестен с самим собой и не знаешь себя, то ты сам себе враг и живёшь в дурном обществе". - "Лучше быть последним первым, чем первым последним". - Я тут с вокалистом группы "Пионерлагерь Пыльная Радуга" разговаривал. И сказал ему, что он начал усложнять своё творчество, а ведь упрощать-то сложнее. После этого он сказал: "Надо выпить" ( Напоминаем, что наша редакция выбирает ЗОЖ. Чего и вам желаем. Чрезмерное употребление алкоголя опасно для здоровья и социального самочувствия.) Вот я тоже хочу позвать сейчас официанта, потому что я не понял. А как ты сама понимаешь эту фразу? - Хм... (Безнадёжно пытается понять автора.) - А если записать интервью, где в начале разговора философ задаёт вопрос, и другой человек думает всё время во время ролика, а потом в конце говорит: "Я не знаю, что ответить". И философ такой: "Ну всё, вот с этого и начинается философия". Давай признаем, что мы не знаем, что хотел сказать автор, и пойдём дальше. - Давай. "Лучше быть простым тузом, чем козырной шестёркой". - Это как лучше быть в регионе первым, чем в столице 25-м. Смирение, может, что-то такое стоическое. Я не знаю, что значит быть простым тузом. Нужен эксперт из этой сферы (смеётся) . Кстати, философия и тюремный и уличный юмор очень близки. Меня в детстве пацаны разводили. Плюют на пол, говорят: "Подними харчок, ты же сильный". И непонятно, что делать: наступать на харчок, пытаться его понять или сказать, что ты слабый. Ты в любом случае выйдешь из ситуации лохом. - Философия помогает тебе понять смысл жизни или порождает больше вопросов? - Философия всегда порождает больше вопросов. Вот есть сфера неизвестного, мы вопросом, как фонариком, светим туда, а за ней ещё больше неизвестного. Поэтому да, вопросов становится больше, смысл жизни порой становится ещё неопределённее. Но это и есть жить, мыслить, искать. А если ты нашёл смысл жизни, то флаг тебе в руки, но это уже секта. - То есть должно быть несколько смыслов жизни или они должны постоянно циркулировать и меняться? - Да, они должны меняться - это говорит о взрослении человека. Фото: скриншоты программы "Свободное время"

Пояснил за профессию по-пацански. Ищем истину в интервью с философом
© Омск Здесь