"Соборяне" и сеанс медитации. Как в Ярославле проходит фестиваль Башмета

По традиции, в программе майского фестиваля объединились сольные и камерные концерты с участием признанных артистов, музыкально-театральные спектакли, мастер-классы от ведущих исполнителей, школа культурной журналистики для пишущих авторов.

"Соборяне" и сеанс медитации. Как в Ярославле проходит фестиваль Башмета
© Российская Газета

В город на Волге приехали и зарубежные музыканты: это немецкое сопрано Симона Кермес, выступившая на открытии, Bolyvar Brass Quartet из Венесуэлы и кубинский квинтет саксофонистов.

Как всегда, на фестивале органично сочетаются концерты академической и современной музыки, признанные шедевры классики и мировые премьеры, джазовые хиты и произведения эпохи барокко, композиции других стран и многое другое. Помимо основной площадки - Ярославской филармонии, мероприятия фестиваля проходили в старейшем театре драмы имени Волкова и новеньком концертном зале "Миллениум", а за пределами города - в Рыбинске, Тутаеве, Ростове, Переславле-Залесском, селе Брейтово и поселке Пречистое.

Маэстро Башмет и Дмитрий Гринченко, директор "Русского концертного агентства" неизменно приглашают на фестиваль самые яркие имена. В этом году звездный список включает в себя пианистов Бориса Березовского и Дмитрия Маслеева, скрипача Вадима Репина, виолончелиста Александра Рамма, актеров театра имени Гоголя. На фестивале был представлен их спектакль "Соборяне" по Лескову (режиссер - Полина Агуреева), рассказывающий о хронике жизни духовенства в провинциальном городке и показывающий правдивую картину русской жизни. Музыка Валерия Воронова, звучащая в спектакле в исполнении ансамбля "Солисты Москвы", играет немаловажную роль - воссоздает атмосферу действия и словно сопереживает героям. Другой театральный спектакль, которые увидели ярославские зрители - "Рождение человека" Марины Брусникиной. В его основе - рассказы Максима Горького о тяжелой доле женщин в дореволюционное время, которые зачитывают в диалоге актеры Евгений Миронов и Александра Урсуляк. Их диалог перемежается с аккомпанементом камерного ансамбля "Солисты Москвы" и Юрия Башмета, которые играют музыку Эдварда Грига, и фольклорного ансамбля "Комонь". Последние идеально вписались в действие, словно олицетворяя своим пением всю скорбь и страдания земли русской.

Пожалуй, самым экзотическим и нетривиальным концертом на ярославском фестивале можно назвать выступление ансамбля из Тувы "Хуун-Хуур-Ту".

Ансамбль из Тувы "Хуун-Хуур-Ту" Фото: Пресс-служба РКА

Одетые в национальные костюмы, использующие традиционные тувинские инструменты (игил - тувинский "дедушка" виолончели, дoшпyлyyp - родственник банджо, xoмyc - "губная арфа", бубен тyнгyp - прототип современных ударных), музыканты устроили погружение в глубь веков и одновременно сеанс медитации и шаманства. Уникальный по звучанию квартет - истинный представитель направления world music - познакомил с искусством горлового пения и наследием тувинского фольклора, исполнив как лирические композиции о родине, любви и расставании, так и шутливые. Стоит ли говорить, какой восторг вызвал этнический ансамбль у местной публики: это было действительно расщепление солнечного света в облаках, как переводится их специфическое название.