Кино по-советски. Как создавалась Алма-Атинская киностудия?

Эту киностудию называли «Казахстанской фабрикой грез» и «Голливудом у границ Китая». В этом году исполняется 90 лет с момента основания студии «Казахфильм» имени Шакена Айманова – крупнейшей казахской киностудии художественных, мультипликационных и документальных фильмов. В советское время она называлась Алма-Атинской киностудией. О том, кто стоял у истоков казахстанского кинематографа и какие картины воспитали целые поколения, читайте в нашем материале.

Кино по-советски. Как создавалась Алма-Атинская киностудия?
© Мир24

В четверг, 9 мая, в 6:55 смотрите на телеканале «МИР» специальный выпуск программы «Наше кино. История большой любви» о фильмах, снятых во время Великой Отечественной войны. А в 3:45 художественный фильм «Антоша Рыбкин», снятый Алма-Атинской киностудией.

Снимать большое кино в Казахстане умеют. Еще в 30-е годы в Алматы появилась первая государственная студия кинохроники. До нее снимать кино пытались только несколько частных студий. В то время художественное кино в Казахстане еще не снимали, а популярны были документальные фильмы о жизни молодой республики. Первым казахстанским фильмом принято считать ленту «Амангельды», которая вышла на экраны в 1938 году. Фильм посвящен событиям, происходившим в Казахстане в 1916-1919 годах: призыв казахов на фронт Первой мировой войны, который привел к восстанию крестьян. В киноленте руководитель восстания принимает советскую власть и вместе со своими отрядами начинает борьбу с контрреволюцией. В годы становления кинематографа Казахстана режиссеры поднимали важные темы, актуальные для того времени. Созданные до войны фильмы отражали судьбы людей, историю страны, становление советской власти и другие важные события.

Бурное развитие кинематограф страны получил в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. 12 сентября вышло постановление правительства КазССР о создании Алма-Атинской кинематографической студии – на базе прежней, снимавшей кинохронику. А потом она приняла в своих стенах самых выдающихся мастеров кино того времени. Известно, что в военные годы многие предприятия были эвакуированы в Казахстан. В их числе в Алма-Ату перевели «Мосфильм» и «Ленфильм». Когда эти два киногиганта слили с казахстанской студией, получился очень сильный творческий союз кинематографических предприятий. Вновь созданное объединение называлось Центральной объединенной киностудией – ЦОКС.

В Алма-Ату из Москвы и Ленинграда приехали разные специалисты – операторы, режиссеры, звукорежиссеры, декораторы, бутафоры, каскадеры, и, конечно, актеры. Все эти специалисты делились опытом с местными кадрами. При ЦОКС даже действовали курсы повышения квалификации, через которые прошли многие будущие казахстанские киноклассики.

Также во время войны в Алма-Ате был открыт ВГИК, в котором преподавали мастера советского кино. Там учились те, кто позже воспитал национальную когорту казахстанских кинематографистов. ЦОКС работала в Алма-Ате до 1944 года и выпустила 80% всех отечественных художественных фильмов, снятых в годы войны.

«Во время войны огромный бюджет выделялся на оборонку, – рассказывал вице-президент АО «Казахфильм» Айдархан Адильбаев. – На втором месте было кинопроизводство, потому что это идеологическое оружие, которое влияет на умы людей».

Естественно, героизм был основной тема тогдашнего кинопроизводства. Вышли драматические киноленты «Она защищает Родину» (1943), «Парень из нашего города» (1942) и «Во имя Родины» (1943), остросюжетный «Секретарь райкома» (1942), лирический «Воздушный извозчик» (1943), историко-биографический «Котовский» (1942) и экранизация романа «Как закалялась сталь».

Но снимали и кинокомедии. В 1942 году вышел фильм «Антоша Рыбкин», продолжающий рассказ о похождениях героя, который впервые появился в одном из киносборников (его сыграл актер Борис Чирков). Главный герой – повар, певун, плясун и юморист примеряет на себя роль немецкого ефрейтора. Получилась изобретательная и остроумная история, чем-то напоминающая творчество Чарли Чаплина.

Также выходило много фильмов о медработниках, об исторических личностях, снимали и фильмы, призванные двигать национальный казахский кинематограф. Сейчас этот короткий, но насыщенный период жизни Алма-Атинской киностудии остается благодатным материалом для изучения и уникальным феноменом, существовавшим как будто вопреки: как глобальным военным событиям, так и локальным – бытовым, производственным, даже политическим проблемам. Результат – война закончилась, а фильмы остались.

Сразу после войны «Мосфильм» и «Ленфильм» вернулись обратно, а Алма-Атинская киностудия продолжила работать самостоятельно. В 60-х годах она получила нынешнее название «Казахфильм». Сейчас это современное предприятие киноиндустрии, расположенное на большой территории, где имеются павильоны для съемок, производственно-лабораторный корпус, цех подготовки съемок, студия звукозаписи и так далее. За 90 лет существования студии на ней было создано больше 700 кинокартин и анимационных фильмов. И ни на день производство не останавливалось. Ежегодно в прокат выходит больше 10 фильмов. В юбилейный год на местной аллее звезд появятся новые таблички с именами тех, кто посвятил себя работе на киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова.