Топ-5 фильмов о Великой Отечественной войне, которые стоит посмотреть всем
Кино эта тема также не обошла стороной. Разные советские режиссёры по-разному показывали события, о которых слышали и в которых принимали участие. Какие-то фильмы стали классикой своего времени, а какие-то полюбились лишь малому количеству зрителей. Многие из таких лент остались забыты современной широкой публикой.
В честь скорого празднования Дня Победы редакция портала 2x2.su подготовила список советских фильмов о событиях 1941-1945 гг., который включает в себя и известные картины, и совсем утерянные для современного зрителя киноленты.
«Жила-была девочка» (1944) (16+)
История разворачивается в обычном ленинградском доме, где живут две маленькие девочки – Настенька и Катя. Они дружат, смеются и плачут в то время, как за окнами - самые сложные годы блокады Ленинграда. Виктор Эйсымонт показывает нам мир детей, который не только полон шалостей и игр, но и всячески пытается сдержать натиск прорывающихся в него войны, зимы и голода.
Эта простая на первый взгляд картина предлагает взглянуть на наступающий ужас блокады глазами маленьких девочек. Увидеть их первый сокращающийся паёк, болезни, смерть их родных и близких. Фильм не пытается вогнать зрителя в уныние, но и не церемонится, говоря с ним на языке простых, но страшных сцен. Впрочем, в Ленинграде находится место и совершенно другому. Автор показывает человечность жителей города, старается выделить сплоченность ленинградцев перед лицом войны.
В свете того, что съемки велись почти сразу после снятия блокады, кадры из города кажутся почти документальными.
«Иди и смотри» (1985) (16+)
Лента Элема Климова не про героизм и солидарность народа в борьбе за свободу от захватчиков. Она не про спасение в последний момент, не про подвиг отдельного человека. Этот фильм повествует о геноциде и истреблении, пугая и шокируя зрителя не хуже любого психологического хоррора.
На экране нет скримеров или страшных монстров из фантазии человека. Есть только люди. И эти люди убивают других. Жестоко, страшно, без капли раскаянья и страха. Мучают, сжигают заживо. Подобный подход неотвратимости убийств и зверств переживают и герои истории, и сам зритель. Он не получит хороший финал или удовольствие от просмотра в награду за пережитое.
Зритель может только сидеть и смотреть, как режиссёр на экране реконструирует тот ад, который из себя представляет война и оккупация страны врагом. После такой ленты ни один человек не захочет повторения показанных событий вновь.
«А зори здесь тихие…» (1972) (12+)
После рапорта на своих подчинённых руководитель подразделения противовоздушной обороны получает новый отряд, состоящий из молодых девушек. Васкову приходится примириться с женским коллективом и вместе встретить удар врага. Экранизация повести Бориса Васильева не является дословным пересказом, Станислав Ростоцкий гораздо больше уделяет внимания образу женщины и её чувствам во время войны. Он погружается в характеры молодых героинь, старается передать их настрой, мечты, отношения друг с другом. Этот фильм не изобилует жестокими сценами, но раскрывает чувства девушек на фронте и в бою.
«Живые и мёртвые» (1964) (12+)
Режиссёр Александр Столпер в своём двухсерийном фильме показывает события первых лет войны от лица корреспондента военной газеты Ивана Синцова. Автор взял на себя работу осветить период полугодового отступления Красной армии через восприятие человека, который ранее ничего общего с армией не имел, но может понять всю трагичность и ужас происходящего.
Одним из удачных решений в фильме было то, что создатели решили отказаться от музыкального сопровождения и даже эмбиента картины. Роль музыки в ленте отдана звукам обстрелов и техники. Такой ход позволил добиться большего погружения зрителей в мрачный фон происходящего на экране. Ещё одним интересным фактом является то, что для съёмок одной из сцен была взорвана реальная церковь XIX века во Владимирской области.
«Летят журавли» (1957) (12+)
Победитель Каннского фестиваля, лента «Летят журавли» повествует о судьбе двух влюблённых – Бориса и Вероники. Не успев сыграть свадьбу, пара распадается из-за начала войны. Борис, ничего не сказав Веронике, отправляется добровольцем на фронт. Девушка же в результате бомбёжки теряет семью и родной дом. Ей приходится переехать в дом возлюбленного, но встретиться вновь им уже не суждено.
В 2018 фильм отреставрировали, и сейчас он доступен для просмотра в двух версиях: оригинальной и обновлённой.
Материал подготовила Анна Чекрыжова