Ласковый напор: топ-5 пиано-рок-альбомов
Какой инструмент обычно приходит вам в голову, когда речь идет о рок-музыке? Да, нам тоже гитара. Однако некоторые музыканты с нами не согласятся. Струнные щипковые инструменты более «контактны» и дают большую вариативность в звуке, за что их так любят рокеры. Но фортепиано — то самое, что ассоциируется с классикой и нежными поп-балладами, — придает исполнению других красок и контрастов. Для этого даже придумали поджанр — пиано-рок, уходящий корнями в 50-е, где блистали такие исполнители, как Джерри Ли Льюис, Литл Ричард и Фэтс Домино, и окончательно расцветший в 70-е. К 20-летнему юбилею одного из лучших релизов стиля собираем подборку значимых пиано-рок-пластинок, которые не разочаруют даже заядлых любителей «потяжелее».
Keane — Hopes and Fears (2004)
Тот самый яркий, обласканный премиями дебют английской группы, которому стукнуло 20 лет. В год выхода многие критики отмечали, что Keane — бледная копия Coldplay, что их музыка слишком попсова для рок-команды, тексты слишком просты, но при этом помпезны и розовощекому Тому Чаплину совсем «не по возрасту», что они «расчетливо сентиментальны». Между тем успехи этого релиза говорят сами за себя — награда Brit Awards за лучший альбом года, первое место в чарте Великобритании, второй самый продаваемый лонгплей года, девятикратный платиновый статус.
«Действительно хорошая песня должна работать независимо от инструментов», — говорил пианист и главный сонграйтер коллектива Тим Райс-Оксли. Keane удалось достичь невероятного — при помощи лишь фортепиано (иногда синтезаторов), барабанов и вокала сделать практически каждый трек заседающим в голове хитом. Воздушные, запоминающиеся мелодии с четким припевом, сильный голос Чаплина, в котором чувствуется хоровое прошлое, лирика о потерянной, пасторальной идиллии (главный шлягер Somewhere Only We Know), взрослении (Everybody`s Changing), безответной любви (She Has No Time), здоровом расставании (This Is the Last Time) и прочих трудных моментах жизни — в этом кроется очарование этой честной работы. Группа ни на что не рассчитывала, намереваясь играть Hopes and Fears в маленьких пабах, но попала в нерв романтиков, которые, несмотря на страдания, все еще надеются на лучшее. И стала любима.
Ben Folds Five — Ben Folds Five (1995)
Гитар в своем творчестве этот американский, уже ныне не существующий коллектив избегал так же старательно, как и логики. Несмотря на название, они всегда были трио (five — с англ. «пять»). В их одноименном дебютнике 1995 года отчетливо слышно влияние The Beatles и Элтона Джона. Именно от последнего лидер и идеолог группы Бен Фолдс заразился желанием сочетать фортепиано и рок. «Он как бы сделал „нормальным“ игру на пианино», — отмечал артист. Энергию и виртуозность британского коллеги Бен решил преподнести в более юморном ключе. Неслучайно альбом называли «сборником рок-частушек». Фортепиано здесь становится полноценным голосом — оно лирично, тихо и отходит на второй план (Where`s Summer B) или своим стаккато (отрывистым звучанием) вторит Фолдсу, когда он «ссорится с женой», как в композиции The Last Polka. В отличие от Keane, Ben Folds Five не стеснялись баса. Он добавлял музыке той самой рок-наполненности, как в забавной Julianne, которую музыканты писали в виде пародии на популярные в 90-х гранж-песни о неудавшихся отношениях.
Tori Amos — Little Earthquakes (1992)
И вновь дебют. В 1990-м молодая американская исполнительница Тори Эймос, провалившаяся с группой Y Kant Tori Read, получила от лейбла Atlantic Records второй шанс и возможность записать первую пластинку. Не с первого раза, но она это сделала, в 1992-м создав один из самых женственных и болезненных релизов, изменивших ландшафт альтернативного рока. В то время стульчик возле фортепиано на поп-рок-сцене уверенно занимали мужчины — тот же Элтон Джон и Билли Джоэл. Тори сломала это правило, смело высказавшись на темы религиозного воспитания, патриархата, женоненавистничества в обществе. Самой же острой иглой стала песня Me and a Gun, в которой девушка а капелла рассказывает о реальном опыте изнасилования. Фортепиано у Эймос стало идеальным обрамлением для ее голоса, рассказывающим полные символизма и порой тонкого юмора истории. В то же время клавишные отлично доказывают, что могут выполнять функцию рок-соло не хуже гитар, например в Precious Things. Одним словом, без Little Earthquakes артисток вроде Фионы Эппл, St. Vincent, Bat for Lashes и даже Ланы Дель Рей, на которую Тори явно повлияла как сонграйтер, мы, скорее всего, знали бы совсем другими.
Randy Newman — Good Old Boys (1974)
Помните, что пиано-рок окончательно расправил крылья в 70-е? В 1974 году саркастичный американец Рэнди Ньюман представил свой первый коммерчески успешный релиз. Задумывался он как концептуальный, от лица жителя Дальнего Юга по имени Джонни Катлер, но в итоге персонажей получилось больше. Рабство, расизм, глупость и напыщенность политиков — все эти вопросы отразились в этой едкой работе. Легкие для восприятия поп-мелодии, элементы джаза и регтайма, неожиданный мужской хор были не самым очевидным решением для этого лонгплея, которому больше бы подошли кантри, блюз или южный рок, — и в этом дар большого музыканта.
Отдельно стоит выделить трек Kingfish, написанный как бы от лица американского эксцентричного политика Хью Лонга, носившего прозвище Царь-рыба, или Морской царь. Есть в альбоме и любовная баллада — Marie, также ловко придуманная. В ней лирический герой-южанин признается в любви женщине, однако артист намекает, что выражать свои переживания среди таких людей считается немужественным. Фортепиано в «мюзикле одного актера» Ньюмана — инструмент скорее вспомогательный, как у современных стендаперов, но от того не менее живой и интересный.
Peter Cincotti — East of Angel Town (2007)
Этот текст вел нас вниз по временной шкале к отцам пиано-рока, и было бы логично включить в список релиз Элтона Джона — Too Low for Zero (1983) или что-то из более позднего. Например, The Captain & the Kid (2006). Однако позволим себе отметить менее известное, но точно стоящее внимания имя. Американец Питер Синкотти, настоящий вундеркинд джазовой сцены США, начал играть на клавишных в три года. В 18 — The New York Times назвал его «одним из самых многообещающих пианистов нового поколения». В 20 — дебютная одноименная пластинка Питера возглавила джазовый чарт Billboard. За четыре года исполнитель прошел путь от каверов на стандарты жанра до раскрытия композиторского таланта. И в 2007-м взял да и выпустил альбом East of Angel Town с фортепианными треками полностью собственного сочинения, неожиданно и уверенно эксплуатирующими рок.
Релиз удивительно многообразен по темам: его слушатель проходит путь через соблазнительный мир Лос-Анджелеса (Angel Town) и взаимодействие мужского и женского в его обществе (Be Careful), внезапно испытывает любовь в Нью-Йорке (Cinderella Beautiful), попутно изучая психологию преступника (Make it Out Alive) или детей богатых родителей (Broken Children), и наконец приходит к ностальгии по простой и гармоничной жизни вне города (The Country Life) с бонусом в виде кавера на Давида Гетта (Love is Gone). Джазовое фортепиано, не смущаясь виртуозных соло, вступает в альянс с напористыми ударными, агрессивным саксофоном, синтезаторами и большим диапазоном голоса Синкотти, что создает дикую смесь энергии, романтики и умиротворения. Побывать в «городе ангелов» в реальности удастся не всем, но прочувствовать его сладкую противоречивость с этим альбомом точно получится.
Если перечисленных лонгплеев еще нет в вашем плейлисте, спешите это исправить с HiFi-стримингом Звук. Каждую фортепианную нотку, скрытую за ударными, легко будет расслышать с HiFi-качеством звучания. Оформив подписку «СберПрайм» по специальному предложению для всех читателей Звук Медиа, вы получите множество приятных бонусов. Осталось лишь нажать клавишу (кнопку) ниже.
Что такое HiFi-стриминг Звук, и как пользоваться всеми преимуществами его подписки
Топ-5 величайших клавишников в истории рок-музыки
Чем отличается фортепиано от пианино
Группа Keane перевыпустит альбом Hopes and Fears к его 20-летию
«Не стреляйте, я лишь пианист»: факты о легендарном альбоме Элтона Джона
Яна Чурикова отметила ответственность SALUKI, Akmal' и Полины Гагариной