Завершился грандиозный Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева
XXIII Московский Пасхальный фестиваль оказался одним из самых масштабных за свою почти четверть вековую историю.
Преодолев на фирменном чартерном поезде (из 17 эксклюзивных вагонов) за три недели путешествия десятки тысяч километров от Москвы до Челябинска и от Новосибирска до Твери, фестиваль в общей сложности под руководством Валерия Гергиева дал 29 концертов в 26 городах России. Фестиваль проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры России и благодаря поддержке Попечительского совета Мариинского театра.
Пасхальная атмосфера фестиваля по традиции отразилась и в хоровой программе, участие в которой приняли 23 коллектива из России и Беларуси. Праздничному настроению отвечал и колокольный звон от лучших звонарей. Но неизменно особо пристальный интерес прикован к главный - симфонической программе фестиваля, непосредственно основанной на дирижерской гении Валерия Гергиева. В этом году маэстро впервые объединил музыкантов оркестров Мариинского и Большого театров. И доминирующая часть концертов проходила в филармоническом формате. В программах преобладала тема юбилейного чествования великих русских композиторов: Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского и Михаила Глинку, но и знаменитые симфонии Чайковского, Прокофьева и Шостаковича, безусловно, также звучали во многих городах. Не было, конечно, забыты произведения западноевропейских композиторов - Моцарта, Штрауса, Малера, Равеля, Дебюсси, Бетховена, Вагнера и Брукнера. В симфонической программе фестиваля приняли участие пианист Абисал Гергиев, скрипач и дирижер Лоренц Настурика-Гершовичи, скрипач Павел Милюков.
Но на фоне заранее выстроенных программ возникало немало неожиданных событий и любопытных пересечений различных фестивалей. Так, когда в начале мая Пасхальный поезд застрял из-за фантасмагорических снегопадов, и музыканты критически опаздывали на свое первое московское выступление в зале "Зарядье", ситуацию выручил знаменитый бас, лауреат премии Grammy Ильдар Абдразаков. Вместе с пианистом Евгением Сергеевым певец потрясающе исполнил романсы Чайковского, Глинки и Рахманинова. Кстати, в афише фестиваля спонтанно появился еще один камерный вечер: в Кисловодск с программой "Приношение Шаляпину" приехали приглашенный солист Большого театра и тоже обладатель Grammy, бас Николай Диденко и пианист Александр Покидченко. Тут вспомнилось что до ковида у Пасхального фестиваля была еще одна программа - камерная, в рамках которой, как правило, молодое поколение певцов в самых разных городах (часто в тех, где нет условий, чтобы принять настоящий симфонический оркестр) исполняли романсы под рояль…
Фото: Пресс-служба Пасхальный фестиваль
Впервые к Пасхальному фестивалю масштабно присоединилась Приморская сцена Мариинского театра во Владивостоке - она представила Первый Дальневосточный Пасхальный фестиваль, который прошел в крупных городах Сахалинской области, Приморского и Хабаровского краев. Самыми значимыми произведениями на дальневосточном маршруте стали последняя опера Чайковского "Иоланта" и "Всенощное бдение" Рахманинова.
Именно "Иоланта" стала главным событием визита в Воткинск на родину Петра Ильича Чайковского, а также место встречи двух фестивалей: XXIII Московского Пасхального форума и фестиваля музыкальных приношений на малых родинах великих русских композиторов "Гений места".
Еще одним ярким оперным представлением Пасхального и фестиваля оказалось концертное исполнение "Аттилы" Верди в столице Башкирии. Титульную партию исполнил Ильдар Абдразаков, для которого Уфа - родина и город детства. Блиц-визит "мариинских гуннов", который продлился, как и большинство других на фестивале, всего несколько часов, был встречен публикой с абсолютным восторгом. Ведь Валерия Гергиева и Пасхальный фестиваль ждали в Уфе больше десяти лет, с момента их первого приезда. И из Валерий Гергиев уехал с новым почетным званием в своей богатой коллекции - "Народный артист Республики Башкортостан", а Ильдар Абдразаков был удостоен медали "За трудовую доблесть".
Очевидно, что помимо редкой для большинства жителей городов маршрута Пасхального и фестиваля возможности услышать великую музыку в конгениальном исполнении, форум, а точнее лично Валерий Гергиев аккумулирует внимание местных властей и благотворителей на ценности и важности классической музыки. А как следствие, хочется думать становится стимулом для появления в регионах новых музыкальных школ, консерваторий, театров и концертных залов.
Фото: Пресс-служба Пасхальный фестиваль
А следующий Пасхальный фестиваль, уже давно "выросший" из первоначального определения в названии "московский", ставший событием всея Руси, начнется чуть раньше или 20 апреля 2025 года в Светлое Пасхальное Воскресенье.