"Это наше общее кино"
На KazanForum обсудили коллаборации в кино
У СССР была интересная история советского кино, которую можно продолжить — уже в рамках стран СНГ. К таким выводам пришли участники сессии "Коллаборации в киноиндустрии" в рамках XV Международного экономического форума "Россия — Исламский мир: KazanForum".
"Хочется, чтобы это были не только теплые душевные встречи"
Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Российской Федерации Дмитрий Давиденко начал свою речь с практического пожелания: на форуме происходит немало встреч, но "хочется, чтобы это были не только теплые душевные встречи — чтобы итогами были проекты". При этом только с некоторыми странами подписаны соглашения о сотрудничестве в области кинематографии.
— В России есть поддержка национального кинематографа, — продолжил Давиденко. — Можно поддержать проект, который имеет удостоверение национального фильма. Такое удостоверение освобождает производителей от налогов. Но есть много требований, чтобы получить это удостоверение, получить государственную субсидию. И это связано с тем, что большинство участников съемок должны быть гражданами России, фильм должен сниматься на языках народов России. Соответственно, очень сложно привлечь инвестиции из-за рубежа, войти в коллаборацию с зарубежными партнерами, не лишившись этого статуса. Для этого нужно получить статус копродукции.
Процесс переговоров идет: Россия подписала соглашения с шестью странами СНГ, есть договор с Германией, Канадой, недавно такой же документ подписали с Израилем.
— Время так изменилось, так изменилась геополитика, что сегодня самые частые и понятные встречи — с нашими странами СНГ, — указал Давиденко. — В частности, это Узбекистан. Я надеюсь, скоро будет подписано соглашение с ним.
"Наше государство придает огромное значение кинематографу"
Продюсер по производству "Узбекфильма" Сайера Худайбердиева подтвердила его слова, первым делом выведя слайд: в 2024 у ее страны запланировано участие в 24 фестивалях в 15 странах. В 10 странах пройдут Дни узбекского кино. Сейчас в работе — 11 совместных фильмов с дополнительным финансированием в 10 млн долларов.
— Наше государство придает огромное значение кинематографу, — отметила Худайбердиева. — В данный момент президент Шавкат Мирзиеев находится с визитом в нашем агентстве, надеюсь, он будет удовлетворен нашими победами, вложениями средств в кино. Наше кино держится на плечах государства. Это 90% вложений — в фильмы, форумы, встречи.
Сейчас, к примеру, "Узбеккино" совместно с каналом "Культура" готовит цикл документальных фильмов "К истокам древних цивилизаций". С "Лендоком" планируются съемки фильма "Мечеть" о петербургском памятнике восточного зодчества. И потому, улыбаясь, отметила Худайбердиева, генеральный директор Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Алексей Тельнов после Казани полетит не домой, а в Ташкент — там у него много дел. В частности, это фильм-сказка "Волшебный кувшин", возможно, работа над ним пройдет и в Казани.
Идет работа над фильмом "Насреддин и тайны шелкового пути", где героем также станет кукольник Джузеппе. Играют в нем куклы из Венеции, партнерами картины стали представители Италии и США. Съемки пройдут в Бухаре, Венеции, Милане.
Напомнила Худайбердиева и о фильме "Учитель" о казанском богослове Шигабутдине Марджани, который будет создан с "Татаркино". Имам Первой соборной мечети, как известно, долго учился в Бухаре.
При этом в Узбекистане сейчас — всего 100 кинозалов на 37 млн жителей. Но снимается там по 30 художественных и 40 документальных фильмов в год, не считая анимации. Открылся зарубежный филиал ВГИКа в Ташкенте, в котором учатся представители соседних республик и регионов.
Режиссер "Учителя" Салават Юзеев только что снимал в Белоруссии "Гору влюбленных", с помощью "Беларусьфильма" — его генеральный директор напомнил, что их студия всегда активно работала с Россией, рассказав, в частности, о новой картине Игоря Угольникова "Батька Минай. Партизанская легенда".
Теперь — с Белоруссией и Ираном
У Татарстана, как сообщила глава "Татаркино" Миляуша Айтуганова, который работал с Казахстаном ("Тарлан") и Узбекистаном ("Сумбуль") появляются, помимо "Учителя", еще два международных проекта. О первом немного рассказал глава международного отдела иранского фонда кинематографии "Фараби" Раед Фаридзаде. Это картина "Я змея", роуд-муви о женщине, которая меняет себя через путешествия.
— Это абсолютно коммерческая история, — добавила Айтуганова. — Иран заинтересован, потому что ему интересно зайти на рынок со своей продукцией из Ирана — не только кино, но и по автомобилям. Там есть продакт-плейсмент.
С "Беларусьфильмом" и "Лендоком" "Татаркино" разрабатывает проект "Ник" — это остросюжетное кино о компьютерном гении Никите, который обожает аниме и живет в Иннополисе.
Как сообщил Алексей Тельнов, также готовится картина с Таджикистаном. "Тишина в горах" рассказывает о российском военном, который возвращается в места боевой славы: у него пропадает дочка. Работа должна была запуститься в мае, но случилось большое обсуждение при участии Министерства обороны, МВД, КГБ, теперь сценарий "переформатируют" и готовят к запуску осенью.
— Я преподаю во ВГИКе историю отечественного кино. Это кино и советского периода, — резюмировал Давиденко. — Когда мы его смотрим, то видим в заставках "Туркменфильм", "Узбекфильм", "Беларусьфильм". Имея такое прошлое, его нельзя делить. Это наше общее кино. И оно также и узбекское, и таджикское. И хочется, чтобы таких проектов было больше.