МОСКВА, 20 мая. /ТАСС/. Лауреат премии "Грэмми" камерный ансамбль "Солисты Москвы" под руководством народного артиста СССР Юрия Башмета отметил свое 32-летие концертом на сцене Концертного зала им. Чайковского, передает корреспондент ТАСС. Музыканты ансамбля играли на струнных инструментах работы Антонио Страдивари, Николо Амати и Гварнери, которые специально для праздничной даты доставили из собрания Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов России.
"Я только что прилетел из Пекина, где мы выступали на Великой Китайской стене. Конечно, это потрясающе, что у нас есть возможность в наш день рождение делиться с нашими друзьями, слушателями звучанием уникальных инструментов", - сказал маэстро, приветствуя публику со сцены. Как отметили в пресс-службе Русского концертного агентства (РКА), которое организует концерты маэстро, камерный ансамбль "Солисты Москвы" впервые выступил на сцене Большого зала Московской консерватории ровно 32 года назад, 19 мая 1992 года.
Заслуженный артист РФ, альтист в камерном ансамбле "Солисты Москвы" Роман Балашов отметил, что уникальность этому концерту придают инструменты кремонских мастеров, звучание которых повторить никому еще не удавалось. "На сцене сегодня девять скрипок Страдивари, пять из них сделаны в золотой период его творчества в начале восемнадцатого века, и одна скрипка Гварнери дель Джезу. "Сложность этих инструментов не прощает никакой фальши. Поэтому для музыкантов, с одной стороны, играть на них - испытание, а с другой - колоссальное удовольствие, потому что этот звук не сравним абсолютно ни с чем. И когда целый оркестр играет на такой коллекции инструментов, это потрясающее ощущение и для нас, и для публики", - поделился музыкант перед концертом. На вопрос о том, в чем заключается секрет кремонских мастеров, Балашов ответил, что в составе лака, которым они покрывали эти инструменты. "Если дерево покрыть лаком, оно затвердеет, а этот лак до сих пор мягкий. Разложить никаким прибором невозможно, нужно знать составные части этого лака, в какое время воды были взяты, с северной или южной стороны склона, с какой стороны дерева и так далее. Очень много условностей", - добавил он.
Программа концерта включает произведения четырех музыкальных эпох. Так, первое отделение открылось исполнением ансамблевых концертов для четырех скрипок и двух виолончелей Антонио Вивальди, солировали скрипачи Михаил Фейман, Артем Дырул, Максим Гуревич, Герман Бешуля и виолончелисты Алексей Найденов, Алексей Толстов. Затем последовало Рондо Джоаккино Россини. Завершилось отделение сочинением на тему ля-минорного каприса Паганини под названием "Отражение" современного отечественного композитора Кузьмы Бодрова. Как отметил в беседе с ТАСС сам композитор, его сочинение было написано по заказу Юрия Абрамовича Башмета для его фестиваля, и после исполнялось более 60-70 раз по всей стране и за рубежом. "Его идея заключается в том, что в теме каприса Паганини №24 "отражаются" знаменитые различные скрипичные концерты, здесь и Бетховен, и Брамс, и Чайковский, и Прокофьев, и Берг", - сказал он. Солировал сам маэстро Башмет, а также скрипачи Андрей Поскробко, Арина Шевлякова, Ольга Колгатина, Кирилл Кравцов и Михаил Ашуров.
В конце программы прозвучал струнный секстет "Воспоминание о Флоренции" Чайковского, "самого любимого композитора" Юрия Башмета. "Наполненный мелодиями русского, украинского и итальянского фольклора, содержащий и трагические отзвуки "Пиковой дамы" (композитор завершил оперу непосредственно перед сочинением секстета), этот масштабный камерный ансамбль получает подлинно симфоническое звучание в версии для струнного оркестра", - отметили в РКА.
О "Солистах Москвы"
В состав камерного ансамбля, который был организован Башметом в Москве, вошли выпускники и аспиранты Московской консерватории. Коллектив активно гастролирует как в России, так и за рубежом, он выступал на известнейших сценах мира, таких как "Карнеги-холл" (Нью-Йорк), "Консертгебау" (Амстердам) и "Музикферайн" (Вена). В 2008 году "Солисты Москвы" были удостоены престижной музыкальной премии "Грэмми" в номинации "Лучшее выступление в составе малого ансамбля" за запись музыки Стравинского и Прокофьева.
В Государственной коллекции музыкальных инструментов хранятся уникальные экземпляры, созданные легендарными мастерами. Чтобы эти инструменты продолжали свою концертную жизнь, и чтобы зрители имели возможность слышать их звучание, было принято решение о периодическом проведении концертов, где коллекционные музыкальные инструменты могли бы раскрыть слушателям все оттенки своего звука.