Войти в почту

И все-таки я допою до конца: в чем секрет популярности вокальных конкурсов

Вокальные конкурсы сегодня есть в эфире практически любого телеканала: от суперпопулярного «Голоса» на первом до вышедшего лишь в прошлом году шоу «Конфетка» на ТНТ, отражают ли они потребность зрителя в музыке или это тренд, навязанный телепродюсерами? «Вечерняя Москва» с экспертами разбирались в этом.

И все-таки я допою до конца: в чем секрет популярности вокальных конкурсов
© Вечерняя Москва

По словам Инны Щербаковой, нейроинженера, эксперта по кризисной психологии, прослушивание приятных мелодий повышает выработку мозгом дофамина — гормона удовольствия, улучшающего настроение и вызывающего ощущение счастья.

— Но секрет популярности музыкальных конкурсов не только в том, что людям нравится музыка: соревновательная составляющая здесь превалирует над эстетической, — считает Щербакова. —Такие программы — это в первую очередь эффектные зрелища, которых люди требуют со времен античности.

Музыкальные конкурсы дают зрителям возможность делиться мнениями в тематических сообществах, оценивать участников, голосовать и влиять на выбор победителей. Часто такие шоу представляют собой острую конкурентную борьбу с интригами, неожиданными поворотами, надеждами, слезами и радостью — целой гаммой сильных эмоций. Зрительским вниманием управляет целый штат профессионалов: психологи, сценаристы, режиссеры, постановщики, дизайнеры, специалисты по «прогревам», лидеры общественного мнения, а в жюри заседают всенародно любимые звезды. Все это делает вокальные конкурсы увлекательными и захватывающими шоу.

Нам очень нужен дофамин — особенно на фоне стрессовых ситуаций, кризисных времен, когда мы ощущаем зависимость от обстоятельств, на которые не можем влиять. В такие моменты особенно важны радость, удовольствие и любые положительные эмоции... Увлекаясь просмотром ярких шоу, болея за фаворитов, человек забывает о переживаниях и проблемах, испытывает эмоции и впечатления, которые не может получить в социуме: в личных отношениях, в профессиональной деятельности. Кроме того, в данном случае, чтобы получить «гормоны удовольствия», человеку необязательно жить активно самому — можно пассивно присоединиться к происходящему на экране и получить все тот же «коктейль радости», отмечает Щербакова.

Песни объединяют

Социальный психолог Ангелина Суслова уверена: причина популярности песенных конкурсов кроется не только в «прямом» удовольствии. Согласно пирамиде потребностей по Абрахаму Маслоу (американский психолог, основатель гуманистической психологии. — «ВМ»), человек обладает потребностью в принадлежности к общности. Отсюда такая популярность телепередач, где исполняются песни в народном стиле или произведения прежних эпох — от военных песен до эстрады 80-х и 90-х.

Именно проверенное временем творчество значительно влияет на психику, глубоко затрагивая «общенациональные» струны, напоминает зрителю и слушателю, что у него общие история, быт, ценности и нормы — с огромным количеством людей. У человека возникает чувство единения со своей страной, с живущими в ней людьми, — считает Ангелина Суслова.

Демонстрация успеха

Доцент факультета социальной психологии МГППУ Никита Кочетков убежден, что музыкальные телеконкурсы всегда будут иметь высокие рейтинги, ведь каждый их участник как бы «рассказывает» зрителям свою реальную историю.

— Вокальные телешоу востребованы не только из-за исполняемых песен, — говорит Кочетков. — Это иллюстрация хорошо известных социальным психологам явлений, главное из которых — демонстрация обывателю того факта, что добиться успеха может каждый из нас. Вот на московскую сцену выходит человек, живущий в регионе, далеком от столицы.

Человек, не занимающийся профессионально пением, такой же, как и большинство проживающих в России 140 миллионов человек. Значит, у каждого есть шанс не только побывать в «заветном телевизоре», но и вытащить лотерейный билет: если тебя заметят, появится отличный шанс сменить нелюбимую работу на работу мечты. Демонстрация успеха, доступного любому, и есть основной механизм популярности подобных шоу.

А когда в вокальных передачах выступают знаменитости, в дело вступает другой психологический механизм, уверен эксперт. Успешные, известные люди привлекают внимание, потому что часто являются жизненными ориентирами для «простых смертных». И, с одной стороны, за ними хочется наблюдать, подражать им, а с другой (что греха таить!) — приятно обнаружить, что и у таких успешных и известных людей могут быть проблемы, что «богатые тоже плачут». И это тоже рождает зрительский интерес.

Смотрят по привычке

Несмотря на все новации последних десятилетий, уход большинства пользователей в интернет, у телевидения по-прежнему остается огромное влияние на массы, уверена психолог, гештальт-терапевт Эмма Райман.

— Все, что показывают по телевизору, — объясняет эксперт, — волшебным образом становится модным и востребованным. При этом как таковой массовой потребности в музыкальных шоу у аудитории нет — как и в песенном репертуаре, который формируется продюсерами. Однако люди нуждаются в получении новой информации, в том числе в музыке. Многие смотрят вокальные шоу по привычке, от «нечего делать» или включают телевизор «для фона».

Певцы в дефиците

Продюсер кино и телевидения Ксения Худяева признается: в последнее время российский шоу-бизнес, как ни удивительно, столкнулся с дефицитом кадров.

— Кто-то из артистов уехал из страны, а кто-то просто решил завершить свою медийную карьеру. Также есть примеры, когда целевая аудитория телеканала самостоятельно «отменяла» звезд, — объясняет Худяева. — За последние два года продюсеры состязались в придумывании новых оригинальных форматов: «Конфетка», «Ну-ка, все вместе!», «Песни от всей души», «Страна талантов», «Битва каверов», «Ярче звезд», «Ты супер!», «Перепой звезду!» И музыкальные шоу показывают, что в России действительно много талантливых людей, которые хотят заявить о себе и своем мастерстве.

Шоу «Голос» — это смотр понастоящему сильных вокалистов. Кроме того, сегодня принято добавлять в сюжет программы драматизма: сентиментальная пожилая аудитория с трепетом смотрит сюжеты об одаренных сиротах и выступления детей с непростыми судьбами в программе «Ты супер!» на НТВ. А «Песни от всей души» на канале «Россия» показывают культурные особенности разных уголков нашей многонациональной страны. Иными словами, зритель пресытился стандартными образами, продюсерскими артистами-проектами, сегодня у него запрос на искренность, фокус внимания сместился на таких же людей, как он сам. Также наметилось активное возвращение к традиционным ценностям: крепкая семья, любовь к Родине. Продвигать подобные идеи эффективнее через рефрен — о важности сохранения здорового консерватизма, возвращения к родной культуре. Сегодня об этом с экранов говорят не только кумиры миллионов, но и простые жители России, подчеркивает Ксения Худякова.

А ВЫ НЕ ЗНАЛИ

Исследователи установили, что пение может оказывать положительное влияние на работу человеческого мозга. Оно активирует несколько областей мозга, в том числе те, которые отвечают за память, обработку речи и эмоций. Пение — это не только творческая отдушина, но и тренировка мозга.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Батурин, музыкант, композитор, секретарь Союза композиторов России:

— Каждый телеканал раскручивает своих артистов. Это чистая коммерция, каждый исполнитель — бизнес-проект, до некоторой степени навязанный аудитории.

Потом канал зарабатывает деньги, получая средства от гастролей этого артиста, привлекая подопечного к выступлениям на своих мероприятиях, в том числе благотворительных.

Но меня лично огорчает выбор репертуара. Часто конкурсанты поют песни зарубежных авторов, а произведения российского Союза композиторов игнорируются.

Жаль, что на телевидении все нацелено на извлечение прибыли. В результате мы утрачиваем понятие профессионализма в музыкальной сфере. Мне кажется, государству следовало бы взять развлекательное российское телевидение под свой контроль.

Я уверен, что музыкальные шоу должны не только развлекать, но и просвещать, образовывать зрителей.

ФАКТ

Пение объединяет людей и способствует развитию социальных связей. Групповое (хоровое) пение дает чувство сопричастности и товарищества. Пение в унисон создает гармонию не только в музыке, но и в человеческих отношениях.

КСТАТИ

Пение в душе дарит чувство уверенности. Человек раскрепощен, свободен, потому что в этот момент его никто не оценивает, не видит и не слышит. Все это способствует повышению самооценки.

Этот феномен был обыгран в фильме «Римские приключения» Вуди Аллена. По сюжету опытный импресарио, случайно услышав великолепный вокал человека, который пел в душе, предлагает ему выйти на сцену. Когда дело доходит до выступления, герой от страха не может спеть и ноты.