Как на Кубани инструмент знаменитого композитора стал памятником

В Большом зале Кремлевского дворца прошел юбилейный концерт, посвященный 100-летию со дня рождения советского и российского композитора Григория Федоровича Пономаренко. Автора "Оренбургского пухового платка", "Гляжу в озера синие", "Отговорила роща золотая" и других всенародно любимых песен считают земляком в Оренбурге и Волгограде, в Липецке и Иванове, однако своим домом маэстро всегда называл Кубань.

Как на Кубани инструмент знаменитого композитора стал памятником
© Российская Газета

В столице края он прожил почти четверть века - с 1973 по 1996 год - и написал здесь сотни замечательных произведений (всего в его наследии их - свыше 4600). Когда Пономаренко приехал в Краснодар, его так впечатлил местный колорит, что в первую же неделю он написал 10 новых песен, среди которых была и "Краснодарская улица Красная". Горожане поют до сих пор про то, что "улица Красная от того прекрасная, что она отовсюду видна". И что "начинается Родина с этой улицы Красной моей". Песня оказалась пророческой: на одном конце улицы Красной истинно народный композитор застыл в бронзе вместе со своим любимым баяном, а на другой, в квартире, в которой он прожил свыше 20 лет, теперь - мемориальный музей. Туда мы и отправляемся вместе с народной артисткой России Вероникой Журавлевой-Пономаренко.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Говорят, на Кубань он приехал именно из-за нее. Журавлева его песни услышала по радио еще в детстве и с ними в 18 лет пришла в Кубанский казачий хор. Вскоре коллектив выступал в Москве, где его и увидел Пономаренко. Потом он сам признался, что сразу обратил внимание на статную солистку с пышной косой. И не скрывал: именно из-за нее принял в свое время предложение руководства Кубани переехать из Волгограда в Краснодар.

- Предложение руки и сердца он сделал мне только через семь лет, - вспоминает Вероника. - Меня часто спрашивают: каким он был в жизни? А таким - любящим, заботливым. Мы с ним жили в удивительной гармонии. С утра меня, к примеру, спрашивает: "Видела мои цветочки?" Смотрю, а на столе уже букет стоит. Когда я входила, всегда окно прикрывал в комнате, чтобы меня не продуло. Много песен мне посвятил. В нашей квартире в доме по улице Красной, 204, мы часто по вечерам устраивали домашние распевки. Соседки даже интересовались, будем ли мы сегодня петь? И просили окна открыть, чтобы им было лучше слышно.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Квартира стала мемориальным музеем спустя почти 10 лет после смертельной аварии, в которую Григорий Федорович попал рождественским утром, седьмого января 1996 года. Вся Кубань тогда оплакивала гибель любимого композитора.

Его имя теперь носит Краснодарская филармония (ее возглавляет вдова Пономаренко), а также несколько музыкальных школ и улиц в разных районах края. Ежегодно проводится фестиваль "Кубань поет Пономаренко" и Открытый Всероссийский конкурс народной песни, основанный на сочинениях композитора.

А квартира Пономаренко с 2005 года является объектом туристического показа. Расположена она в доме послевоенной постройки с высокими потолками. Несколько месяцев назад он был капитально отремонтирован и сейчас выглядит замечательно. На фасаде мемориальная доска с надписью: "В этом доме с 1973 по 1993 год жил композитор, народный артист СССР, почетный гражданин г. Краснодара Григорий Федорович Пономаренко". Заходим в зеленый двор, ищем шестой подъезд, поднимаемся на третий этаж и идем к квартире N 80, где нас встречает директор музея Евгений Стрельченко.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

- Я всегда здороваюсь с Григорием Федоровичем, когда прихожу, и мне кажется, что он меня слышит, - говорит Евгений Михайлович. - А наш смотритель, бабушка-пенсионерка, если долго не может что-то отыскать, обращается к хозяину: "Опять Григорий Федорович балуешься, возвращай то, что спрятал". И потерянная вещь находится.

Раньше квартира была четырехкомнатной, но для музея две комнаты объединили под музыкальную гостиную. Теперь в ней стоят стулья с изогнутыми спинками и концертный рояль. Здесь проходят творческие вечера и звучат песни Пономаренко.

Немецкий аккордеон сопровождал композитора до конца его жизни. Фото: Владимир Аносов/ РГ

У него изданных свыше 900 музыкальных произведений, а всего им было написано 4689 опер, рапсодий и песен, которые сочинял буквально на ходу, - рассказывает Вероника. - Выходил на улицу, гулял с собачкой во дворе или шел к кинотеатру "Аврора", напротив которого мы жили. Смотрю в окно: идет быстрым-быстрым шагом. Это верный признак, что в его голове мелодия зазвучала. Домой возвращается, баян берет и играет ее мне. Песни мог писать где угодно - хоть на салфетке в ресторане. Говорил: "Верочка, музыка - не колбаса, не испортится".

Этот мудрый человек с чуть хитроватым прищуром глаз оставил песни, вошедшие в душу народа

Обычно писал ноты к стихам, которые ему понравились. Очень любил Есенина. Написал музыкальные композиции на 40 его произведений. Даже в родное село Есенина Константиново мы с ним ездили - для вдохновения. Потом все эти песни исполнил Иосиф Кобзон.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

С Людмилой Зыкиной они были родственными душами. Познакомились в Ялте, где Григорий Федорович отдыхал, а она с концертами выступала. Тогда она взяла три его песни в свой репертуар. Их творческий союз длился всю жизнь. Она приезжала к нам в гости как к себе домой.

В дар музею была передана мебель рабочего кабинета композитора, ковры и люстры, вазы и сервизы, сотни сувениров, подаренных в дни юбилеев и поездок с концертами по России и Кубани. В шкафах сотни писем от поклонников его творчества, пластинки и аудиозаписи.

Самое ценное - это, конечно, два баяна Григория Федоровича. Одному из них свыше 100 лет: он был свидетелем "фронтового творчества" своего хозяина. А второй, немецкий аккордеон, был с ним до конца жизни.

Именно он запечатлен на памятнике, установленном у входа в Краснодарскую филармонию. Бронзовая фигура баяниста в концертном костюме встречает тех, кто идет в дом музыки. И все знают, что этот мудрый человек с чуть хитроватым прищуром глаз оставил песни, вошедшие в душу народа.

Фото: Владимир Аносов/ РГ

Из истории

Шедевр на бланке

Особая дружба связывала Григория Пономаренко с поэтом Виктором Боковым. В 1959 году обоих пригласили в Оренбуржье - для создания народного хора. К этому времени они сочинили "Коло-коло-колокольчик", "Я назову тебя зоренькой" и другие популярные песни. В Оренбурге от них ждали создания своеобразной визитной карточки для нового хора. Жили в дощатой гостинице, холод был такой, что в графине вода замерзала. Боков предложил пойти на рынок и купить оренбургский пуховый платок для его мамы.

Сказано - сделано. Потом пришли на почту, чтобы отправить маме посылку. Пока ждали очередь, Боков отсел в сторонку и на телеграммном бланке стал писать: "В этот вьюжный неласковый вечер, когда снежная мгла вдоль дорог...". Вечером Пономаренко взял баян - и песня готова! Утром ее уже разучивали хористы.

Кстати

Добрый знак

Установленный напротив филармонии памятник Григорию Пономаренко практически сразу стал местом народного паломничества. К его подножию цветы несут не только ценители творчества композитора, но и молодожены. Здесь перед походом в ЗАГС они любят фотографироваться. А артисты приходят к Григорию Федоровичу за своеобразным благословением. "Я сначала удивилась, увидев, как они трут его бронзовую коленку, - рассказывает Вероника. - А потом узнала, что в коллективе считается добрым знаком накануне ответственных выступлений просить у него поддержки. Говорят, очень помогает".