От Китая до Италии. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" отметил день рождения

Свое тридцатидвухлетие прославленный коллектив под руководством Юрия Башмета встретил по традиции на сцене.

От Китая до Италии. Камерный ансамбль "Солисты Москвы" отметил день рождения
© Российская Газета

В Московской филармонии состоялся праздничный концерт, в программу которого вошли знаковые для ансамбля сочинения, написанные для струнного состава. Музыканты играли на уникальных старинных инструментах из собрания Государственной коллекции России. Девять скрипок работы Антонио Страдивари и одну скрипку работы Гварнери дель Джезу, а также другие особо ценные музыкальные экспонаты доставили специально для торжественного вечера, чтобы публика смогла по достоинству оценить их звучание в исполнении признанных мастеров. Маэстро Башмет, который несколько часов назад вернулся с гастролей в Китае, не только дирижировал своими подопечными, но и брал в руки родной альт.

Символично, что пятнадцать лет назад "Солисты Москвы" стали первым коллективом, сыгравшим целый концерт на уникальных музыкальных инструментах из Государственной коллекции, ныне принадлежащей Российскому национальному музею музыки. В свой день рождения коллектив продемонстрировал, что неслучайно это были именно они. Выступление "Солистов Москвы" всегда отличает слаженность, чуткое взаимодействие друг с другом, тонкое понимание эпохи и чувство стиля. Концерт для четырех скрипок и Концерт для двух виолончелей и струнных стали лакмусовой бумажкой, благодаря которой высокие эпитеты в адрес музыкантов оказались не случайны. Солисты демонстрировали свою виртуозность и техничность, галантно уступая право голоса партнеру, а струнные и континуо аккуратно поддерживали своим аккомпанементом выразительные скрипичные пассажи и густые виолончельные мелодии. Старинные инструменты звучали современно и ярко, как будто их изготовили вчера, а не в восемнадцатом веке.

Фото: Михаил Брацило

Маэстро Башмет весь вечер был в приподнятом настроении: шутил, общался с залом, вспоминал забавные истории. Позитивную волну удачно подхватило исполнение юношеского "Рондо" Джоакино Россини, будущего короля буффонной оперы. Также "Солисты Москвы" эффектно представили свою фактически визитную карточку - пьесу "Отражения" Кузьмы Бодрова, в которой композитор стилистически обыгрывал и всячески видоизменял знаменитую тему Каприса №24 Николо Паганини (с этой темой причудливо соединялись цитаты скрипичных концертов Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева, Берга). А финальной точкой программы стало "Воспоминание о Флоренции" Петра Ильича Чайковского, занявшее все второе отделение. В интерпретации "Солистов Москвы" цикл, отсылающий к его поздним операм и одновременно к фольклору разных стран, получил подлинно симфоническое воплощение и грандиозный масштаб.

Фото: Михаил Брацило