Александр Пантыкин: "Задача воспитания маленьких детей — другая, дело не в "Золотых масках"
"Дедушка" уральского рока рассказал, как композитору зарабатывать музыкой
На VIII Международном театрально-образовательном фестивале-форуме "Науруз", который стартовал в Казани на этой неделе, есть новая секция, посвященная музыкальному театру. Главным лектором в ней выступил известный музыкант, "дедушка уральского рока", художественный руководитель собственного "Живого театра", автор музыки к многочисленным спектаклям Александр Пантыкин.
Классика, авангард, джаз, кино, театр
— Как правило, композитор и драматург — люди больные на всю голову, — начал беседу с коллегами в Казани Александр Пантыкин. — С ними трудно общаться, с ними трудно договориться. Это нормально, потому что если они таковыми не были, у нас не было интересных постановок.
При этом сам Александр Александрович — и профессиональный композитор, и профи-драматург (диплом Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства). Хотя его отец был режиссером самодеятельного драматического театра, сын связывать жизнь с театром не собирался. Он учился в музыкальной школе, стал лауреатом конкурса пианистов.
"А потом в школу в восьмом классе приехал Игорь Скрипкарь и привез пластинки", — вспоминает Пантыкин свою рок-историю. Послушав пластинки вроде "Картинок с выставки" Emerson, Lake & Palmer, основанной на музыке Мусоргского, он влился в состав группы "Слепой музыкант", которая 15 марта 1975 году впервые в Свердловске сыграла концептуальный концерт. С этого начинается история местного рок-клуба.
Потом была музыкальная студия "Сонанс", где классическая музыка превращалась в авангард. Пантыкин познакомился с рок-музыкантами и критиками и услышал, что авангард играть, мол, легко. А получится ли сделать песни? Так у "Сонанса" появился единственный альбом "Шагреневая кожа", проект развалился, чтобы появились группы "Трек" и "Урфин Джюс" (последний в Казани выступал, а Пантыкин руководил коллективом).
— Там я выступил продюсером больше, чем музыкантом, — говорит композитор. — Это был продюсерский проект. Мы записывали альбом "15", который вошел в список 100 лучших магнито-альбомов русского рока с оркестром. Мне всегда хотелось расширять рамки. Это было 35 лет назад. А сейчас модно играть с оркестром. Тогда так не делал никто.
Рокерская карьера продлилась 4 года, Пантыкин закончил физико-математический факультет УПИ, прошел военные сборы — и поступил сначала в музыкальное училище (закончил экстерном за два года), а потом — в консерваторию.
— Музыкальный театр ставит перед композитором очень нестандартные задачи, для этого необходимо образование, — выразил твердое убеждение Пантыкин. — На сегодняшний день проблема у композиторов, выходящих из консерватории, в том, что они не могут нигде применить свой композиторский талант и знания.
Как сделать карьеру за 3 года академического обучения
При этом на кафедре студентам запрещали заниматься прикладной музыкой к кино и театру. Доходило до отчисления. Так что Пантыкин взял с 1986 года трехлетний перерыв — и погрузился в этот мир. Помог ему завлит ТЮЗа и большой друг театральной Казани Олег Лоевский, который порекомендовал музыканта Дмитрию Астрахану.
Позднее, кстати, Пантыкин писал музыку к его известным фильмам — "Все будет хорошо!", "Ты у меня одна".
Параллельно началась работа с драматическим театром и театром музыкальной комедии. Последний особенно важен для Пантыкина, потому что здесь Кирилл Стрежнев поставил "Мертвые души": это 10 номинаций на "Золотую маску". Одну из четырех получил композитор. Пантыкин называет ее лайт-оперой: здесь всего две музыкальные темы (мошенники и кучер Селифан), а вся остальная музыка — их развитие, связанное с драматургией.
Как работает "Живой театр"
В 2014-м у Пантыкина появился свой "Живой театр". Появился, потому что дедушка понял, что ему некуда водить своих внучек. Художественный руководитель не скрывает, что в свое время передвижной камерный музыкальный театр объездил всю Свердловскую область со спектаклем "Хныка и Гыка" при поддержке губернатора Евгения Куйвашева и регионального отделения "Единой России", чтобы поднять рейтинги среди молодых родителей. В 2017-м появилось свое здание, переданное на безвозмездной основе.
— В театрах думают о "Золотых масках", о признании, — рассуждает Пантыкин. — Задача воспитания маленьких детей — другая, там дело не в "Золотых масках". Нужно написать такой материал, который был бы ребенку понятен и интересен.
Труппы у театра нет. Он работает по проектной системе. В театре запрещена фонограмма. На каждую роль есть два-три артиста. Все актеры — самозанятые, работают по договору, получая за спектакль 750 рублей. В случае чего — заменяют друг друга. А директор в основном получает зарплату в виде процентов с продаж.
Но если свободных артистов нет, производится оперативный ввод в 40-минутный спектакль: самостоятельная репетиция под видео, потом спевка с музыкальным руководителем и общая репетиция с помощником-ассистентом режиссера. Все это оплачивается.
Сейчас у "Живого театра" 12 спектаклей для маленьких детей, два — для подростков. И еще два для взрослых: для того, чтобы актеры могли развиваться.
В театр можно прийти со своей идеей, написать заявку с синопсисом, условия — чтобы пьеса была рассчитана на детей от двух до шести лет.
— У нас был конкурс на сочинение пьес для маленьких детей, — говорит Пантыкин. — Его закрыли. Не могут наши драматурги написать пьесы для детей. А все, что касается переработок Андерсена, братьев Гримм, — это кровавые сказки.