Войти в почту

Михаил Швыдкой - о бесстрашии и откровенности джазовых музыкантов

Как и положено настоящему музыканту, отмечая свое 80-летие, Борис Михайлович Фрумкин вместе с артистами Камерного оркестра джазовой музыки им. Олега Лундстрема давал концерт в Зале им. П. И. Чайковского. Завершив это предложение, где невольно соединились имена Чайковского, Лундстрема и Фрумкина, в очередной раз убедился, как парадоксальна наша музыкальная история. Великая классика и джазовое искусство, которые по политическим и эстетическим соображениям были резко разделены во второй половине 1940-х годов в пору борьбы с космополитизмом, спустя полвека обнаружили, а потом и утвердили свое родство. И великий Евгений Светланов приглашает в концерт Государственного симфонического оркестра России "Шлягеры уходящего века" в качестве солистов Ларису Долину и Александра Градского, а джазовые программы становятся непременной частью филармонических абонементов.

Михаил Швыдкой - о бесстрашии и откровенности джазовых музыкантов
© Российская Газета

Джаз, победительно начинавший свое шествие по Советской России, начиная с 1 октября 1922 года, когда был дан первый концерт оркестра под управлением Валентина Парнаха, узаконили в качестве музыки угнетенного афроамериканского пролетариата. А желание "вождя всех народов" создать "Советский Голливуд" уравняло его с классической музыкой.

Но Борис Фрумкин, как известно, выросший в семье замечательного джазового трубача, - его отец в 30-40-е годы играл в оркестре Александра Цфасмана, - начал заниматься музыкой в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, когда само слово джаз было под строжайшим запретом. Эпоху борьбы с космополитизмом, вторую половину 1940-х - начало 1950-х среди музыкантов называют "временем, когда разгибали саксофоны". Тогда все вспомнили, что великий пролетарский писатель Максим Горький называл джаз "музыкой толстых", квинтэссенцией буржуазного искусства. И до Московского международного фестиваля молодежи и студентов 1957 года саксофонисты - от греха подальше! - в миру играли на кларнетах, которые проходили по разряду народных инструментов. Борис Михайлович начал заниматься джазом в 1959 году, что и тогда вовсе не приветствовалось в музыкальных учебных заведениях. Именно поэтому лучшие джазовые исполнители прекрасно владели классической манерой игры и легко меняли стилистику - популярная советская музыка, основанная на традиции, была подвластна им не хуже джазовых импровизаций. Вроде джаз, но и не джаз.

Борис Фрумкин начал заниматься музыкой, когда само слово джаз было под строгим запретом

Свой юбилейный концерт Борис Фрумкин вел сам и вспоминал самые важные для него эпизоды жизни. В этом тоже был "весь этот джаз", ведь не случайно Луи Армстронг говорил, что "для джазового музыканта важна память об ушедшем". Но такого рода конферанс не предполагает подробностей - своего рода пунктир памятных событий. Поэтому позволю себе по ходу этих заметок восстанавливать некоторые детали.

По сей день не могу забыть отважных, искрящих энергией и талантом выступлений Б. Фрумкина с трубачом Андреем Товмасяном и саксофонистом Виталием Клейнотом, которые многое определили в развитии джаза в нашей стране. Именно тогда в середине 1960-х Б. Фрумкина приветил Вадим Николаевич Людвиковский, выдающийся композитор, аранжировщик, прошедший школу оркестров Эдди Рознера и Леонида Утесова, создатель одного из лучших в мире джазовых коллективов. У него работали замечательные музыканты - Георгий Гаранян, Геннадий Гольштейн, Герман Лукьянов, Владимир Чижик, Константин Бахолдин. И Борис Фрумкин. Независтливый Дюк Эллингтон сказал об ансамбле В. Людвиковского: "Если бы у меня был такой оркестр, я бы достиг вообще всего!" Но руководство Гостелерадио не разделяло интернационализма В. Людвиковского в подборе кадров и не желало мириться с его строптивым характером. Он был уволен, а оркестр ликвидирован.

У Бориса Фрумкина, который бросил Московскую консерваторию к 1964 году, были свои университеты, оркестр В. Людвиковского, наверное, был первым среди равных. А потом был ансамбль "Мелодия", созданный Г. Гараняном (этим коллективом Борис Михайлович руководил с 1982 года), участие в джазовых фестивалях, работа за границей и многое, многое другое.

"Джаз - это мы сами в лучшие наши часы" - так говорил Сергей Довлатов

Он пробовал себя в разных джазовых направлениях и приобрел ту высочайшую музыкальную культуру, которая сделала его творческий дар неумирающим. Его манера отличается редкой плотностью звучания, основательностью, которая вовсе не мешает свободе импровизаций. За время своей творческой деятельности он освоил практически всю мировую классику джаза, все его направления. Это чувствуешь в его собственных сочинениях, которые - при всей их оригинальности - опираются на традицию. И поэтому его "Романтический вальс", фрагменты из сюиты "12 месяцев" или "Самарская ярмарка" были в высшей степени органичны в программе вечера рядом с классическими джазовыми композициями Дюка Эллингтона, Джорджа Гершвина, Коула Портера.

На юбилейные вечера далеко не всегда приходят истинные друзья юбиляра. Борису Фрумкину удалось избежать натужной неискренности поздравлений. Здесь никто не хотел заслонять героя праздника, глубокие и виртуозные музыканты Валерий Гороховский и Сергей Жилин проявили товарищеское благородство. Борис Фрумкин был рад всем, кто участвовал в этом вечере, но особое чувство выказал собственной дочери Анне Чиповской, которая блестяще завершала первое отделение концерта.

Праздник выдающегося музыканта, замечательного Камерного оркестра джазовой музыки им. О. Л. Лундстрема, которым он руководит уже 17 лет и который находится в первоклассной форме, праздник зрителей, до отказа заполнивших Зал им. П. И. Чайковского, заставил вспомнить слова Сергея Довлатова: "Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. То есть когда в нас соседствуют душевный подъем, бесстрашие и откровенность".