Войти в почту

Нэля Суздалова. Коренная сила любви.

В литературе, как виде изящного искусства, движущей энергией авторской фантазии служит близость к корням, "творческий пар" родной земли. На Камчатке, как особой территории вулканов и гейзеров, сложилась необычайная творческая энергетика. Флюиды геологических процессов молодой земной коры создают комфортные условия для качественного выражения талантов разной силы. Здесь многие десятилетия удивляла людей, светила чудесным светом, добросовестно и ярко трудилась на ниве искусства и культуры Суздалова Нэля Дмитриевна (1937–2023). Она – ительменская поэтесса, писатель, общественный деятель. Любовь к тундре, людям Севера и культуре родного ительменского народа, камчатская дочь Земли Уйкоаль Нэля Суздалова пронесла через всю жизнь, рассказывая о Камчатке, родном селе, своем народе в стихах, художественной прозе, сказках. Будущая жемчужина камчатской поэзии родилась на севере Камчатки, в Тигильском районе, закончила 7 классов в ительменском селе Сопочное, которое сейчас уже перестало существовать. Творческие способности проявились у девочки очень рано. "Когда я пошла в школу, — рассказывала Нэля Дмитриевна, — мой дед, Иов Егорович, охотник, уезжая на промысел, оставлял мне задания. Я должна была прочитать несколько сказок, а потом пересказать их ему, когда он вернется. Но я ленилась и не успевала всего прочесть. Потому, когда дедушка возвращался домой, я начинала сама выдумывать сказки и рассказывать их на ходу. Дедушка меня очень хвалил". Все детство будущей писательницы прошло среди ительменов (древнейший северный народ, поселившийся в Камчатском регионе 15 тысяч лет назад, генетически и культурно родственный североамериканским индейцам. Название "ительмены" представляет собой адаптированное для русского языка самоназвание народа и переводится примерно как "тот, кто существует" или "живущий здесь". – прим. ред.). Суздалова жила в месте, напоенном их культурой, родовыми мелодиями, традиционными песнями, танцами. Ложась спать и просыпаясь на летнем балагане или в юрте, она слышала голоса взрослых, говорящих по-ительменски. Этот язык и ей стал родным. Это место оставило в душе много светлых воспоминаний – две речки Сузваль (Сопочное) и Хиккиль (Россошено), вулкан Бабушка писательница вспоминала с теплотой. После школы Нэля Дмитриевна уехала в Биробиджан, где закончила культпросветучилище, чтобы потом вновь вернуться на Камчатку. Важный этап ее жизни – работа в "Красной яранге", передвижном клубе, периодически навещающем кочующих по тундре оленеводов. Хрупкая молодая девушка наравне с мужчинами ездила на лыжах зимой, а летом – на лошадях от одной оленеводческой бригады к другой, борясь с метелями, холодом, преодолевая немалые расстояния. Кем только ни пришлось быть Нэле Дмитриевне для оленеводов – киномехаником, лектором, почтальоном, библиотекарем, фельдшером, швеей! Встречи с оленеводами в тундре сыграли огромную роль в ее творчестве, остались в памяти и вылились на бумагу в виде коротких рассказов-зарисовок, дневниковых записей заведующей "Красной ярангой". Эти и другие рассказы, сказки и стихи вошли в три сборника писательницы – "Те собачьи упряжки умчались", "Встречи в тундре", "Огненная шаманка". Сюжеты сказок Суздаловой во многом и реальны, и выдуманы. Некоторые случаи, например, сюжет "Сузваль", одной из самых известных сказок писательницы, ее "визитной карточки", рассказал ей дед. Нэля Дмитриевна являлась создателем и главным вдохновителем национального семейного ительменского ансамбля "Пимчах" ("Огонек"), в котором, кроме нее, пели и танцевали ее дочь Вероника, внучки Анастасия, Дарья и внук Иван. Ансамбль был постоянным участником всех праздников и торжеств Камчатской области, выступал у оленеводов Быстринского района, в Анавгае, Эссо, Милькове. "Пимчах" знали и в Москве и за рубежом, включая даже Японию, где он участвовал в фестивалях и являлся их лауреатом. В числе заслуженных наград Суздаловой – звание Лауреата литературной премии имени Георгия Поротова, а также лауреатские места многих конкурсов и фестивалей в России и за рубежом . В культурно-воспитательных целях Нэля Дмитриевна часто встречалась с дошкольниками, школьниками, студентами. Проводила игры, конкурсы, беседы, импровизированные концерты, воспитывающие любовь к родному краю, артистичность. "Я так счастлива, что дети и молодежь меня понимают! – говорила Нэля Дмитриевна. – Во время каждой встречи я вижу по глазам ребят, что не зря все это затеяла!". Нэля Суздалова (слева) с ученицей. Фото: Светлана Лигостаева. Нэля Дмитриевна почти все свои стихи перекладывала на музыку и пела. И не удивительно – ее стихи очень музыкальны, особенно те, что написаны на ительменском языке. Этот язык отличается чрезвычайной мелодичностью. "Говорить на нем очень сложно, а петь нет, – отмечала Нэля Дмитриевна. – Ительмены вообще очень музыкальный народ, почти у всех от рождения великолепный голос и слух. Приезжие русские ученые удивлялись тому, как у людей, живущих вне цивилизации, могут рождаться такие мелодии. Древние ительменские песни очень красивы, и музыкальные инструменты этого народа очень разнообразны – среди них есть и такой, что по своему звучанию очень напоминает скрипку. Музыкальная культура ительменов уникальна – они слышали музыку ветра, чаек, гусей, моря. Это необходимо сохранить". В начале 2000-х годов Нэля Дмитриевна стала истовой православной христианкой. По словам поэтессы, духовная жизнь очень важна для человека, и не прав тот, кто закрывает на это глаза. После прихода Суздаловой в храм ее стихотворения и песни наполнились христианскими мотивами, ее вдохновляли труды отцов церкви – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Но неизбывными оставались и старые мотивы – Север с детства глубоко вошел в душу Нэли Дмитриевны и пропитал всю ее жизнь и творчество чувством земли и тундры. Он наделил ее особыми качествами северного человека, о которых однажды рассуждал Ваччако, один из героев рассказов камчатской писательницы: "Наш народ такой – он как бы восполняет недостатки тундры. Она сурова, люди – добры". Первые публикации Суздаловой появились еще в 1950-е годы, но наиболее плодотворными для писательницы стали 1980-е годы. В то время областные газеты "Камчатская правда" и "Камчатский комсомолец" регулярно публиковали её работы. Стихи, легенды, сказки Нэли Суздаловой, её рассказы о родной земле и ее людях стали печататься также в дальневосточных сборниках, альманахах и антологиях: "На Севере дальнем", "На семи ветрах", "Глубины вздоха", "Камчатка" и др. В 1993 году вышел первый авторский сборник Нэли Суздаловой "Те собачьи упряжки умчались…". В 1995 году свет увидела её книга "Огненная шаманка", а в 1997 году – книга "Встречи в тундре". С 1996 года стихи Суздаловой стали публиковаться в московских литературных сборниках: "Современная литература народов Севера и Дальнего Востока" (М.,1996); "Последнее пришествие" (М., 1998). В 2013 году Суздалова выпустила книгу "Земля предков", представлявшую различные жанры её творчества: лирика, сказки, легенды, рассказы, зарисовки, дневниковые записи. Каждое слово поэтессы наполнено любовью к родному краю, первозданной природе, скромным труженикам Севера. Но любовь эта не созерцательная, а деятельная. Каждая проблема в жизни людей отдается болью в сердце, успехи и неудачи переживаются вместе с радостью и печалями. Ежедневными усилиями обогащается личный вклад в духовное воспитание сынов и дочерей камчатской земли. Зов предков, трепетное чувство души своего народа отдавались в незабвенных стихах долгим отзвуком, надеждами и мольбами: "Появиться в долине Сузвая, В царстве речек и горных орлов, В тишине вековой замирая, Улыбнуться от счастья без слов. Как же так, оказаться без хлеба, Солнца родины, скрытого мглой?.. И молюсь я вулканам и небу: - Земли предков, останьтесь со мной!" Нэля Суздалова переживала за будущее Камчатки, сохранение дикой природы, негодовала в ответ на бездумную добычу полезных ископаемых и возвышала свой голос: "Все уже сказано, все перемолото, Россыпи яркие манят людей. Вот он, металл – драгоценное золото, Тонкая нить хрупких идей". Добрый оптимистичный взгляд на жизнь, вера в людей, пронесших через века любовь к родной нетронутой земле, гарантировали для читателей и поклонников Суздаловой процветание Камчатского Севера в долгих извилистых путях-дорогах будущих потомков: "Пусть звезда нам раскроет загадку На вершине Авачи, в снегах. Призовем всех к добру и порядку, Чтоб уверенность слышать в шагах. Перейдем по струне этой силы, Будем тропку вселенной искать, Торопясь, чтоб любовь не остыла, Чтобы душам красой засиять". В её прозе всю жизнь живописно раскрывались образы оленеводов, охотников, рыболовов, работниц чума. Корякская сказка "Жадная Кала", ительменские сказки "Лухля, или Девушка-песня" и "Почему смеялась Лым-Лым", ительменская легенда "Братья и Ухт" – просто кладезь национальных религиозных верований, традиций и исторических особенностей давнего прошлого Камчатки. Сохранение национальных традиций, полнокровное соединение со своим ительменским народом Нэли Суздаловой являет нам яркий пример творческого счастья и долголетия, духовного авторитета в народной культуре и ответной любви людей. Умерла Нэля Дмитриевна Суздалова 23 сентября 2023 года. Ее жизнь – завет безграничной преданности культуре своего народа – ительменов, и своей родной Камчатке. Нэля Дмитриевна Суздалова посвятила жизнь людям, а особенно – детям, будущим жителям своей любимой родины.

Нэля Суздалова. Коренная сила любви.
© Ревизор.ru