Екатерина Берез победила в Международном конкурсе молодых оперных режиссеров "Нано-Опера"

МОСКВА, 29 мая. /ТАСС/. Участница из Москвы Екатерина Берез стала победительницей VI Международного конкурса молодых оперных режиссеров "Нано-Опера", который проходил с 20 мая в московском музыкальном театре "Геликон-опера", сообщили ТАСС в пресс-службе театра. Приз победительнице вручил итальянский оперный режиссер Джанкарло дель Монако, сын одного из крупнейших оперных певцов XX века, последнего тенора di forza Марио дель Монако.

Екатерина Берез победила в Международном конкурсе молодых оперных режиссеров "Нано-Опера"
© ТАСС

"Первое место было присуждено Екатерине Берез (Россия, Москва), второе - Леониду Лавровскому (Россия, Москва), третье - Федору Шалагину (Россия, Москва) и Константину Камынину (Россия, Москва). Приз Екатерине Берез вручил знаменитый итальянский оперный режиссер Джанкарло дель Монако, сын великого тенора Марио дель Монако", - сказали в театре.

Ранее в интервью ТАСС генеральный директор и художественный руководитель театра, председатель жюри "Нано-оперы" Дмитрий Бертман сообщил, что участников конкурса в этом году оценивало два состава жюри: профессиональное, в него вошли художественные руководители и директора зарубежных и российских оперных театров, продюсеры, а также медиажюри. За первенство Екатерины Берез проголосовало оба состава. В числе призов для победителя - приз-интервью от критико-публицистического журнала "Музыкальная жизнь", сертификат на постановку в новом сезоне одной из программ конкурса "Большая опера" от телеканала "Россия-Культура", приз - участие в программе "Тавор в мажоре" от "Радио Орфей", сертификат на 100 тысяч рублей на рекламное продвижение в сети "Вконтакте".

В этом году голосовать за понравившегося участника конкурса могли и зрители телеканала "Россия-Культура", который транслировал выступления участников. "Наши любимые зрители с азартом и интересом наблюдали за режиссерскими баталиями и выбрали своих победителей. Ими стали Константин Камынин и Федор Шалагин", - сказали в пресс-службе.

В этом году из более чем 250 заявок на очный отбор были допущены 10 человек. Каждому из них предстояло буквально за несколько минут поставить мизансцены для артистов театра. Условия конкурса были максимально приближены к современному постановочному процессу.

Задача режиссера - искать прошлое в настоящем

Екатерина Берез в беседе с ТАСС рассказала, что хотела бы поставить оперу "Хованщина" Модеста Мусоргского. "Мусоргский, как и Глинка, сумели уловить в своей музыке русский дух. На мой взгляд, в них есть та самая народность, которая сейчас нужна нашим зрителям. Модест Петрович говорил, что ищет прошлое в настоящем, и, как мне кажется, сегодня каждый режиссер должен сделать это своей задачей", - сказала она.

По словам Екатерины Берез, победа в "Нано-опере" стала для нее неожиданной. "Это была моя третья заявка, предыдущие разы я не доходила до очных туров. Поэтому в этот раз я даже не планировала подавать. Но в последние дни набора мой брат, тоже оперный певец, и коллеги стали активно интересоваться, буду ли я принимать участие в конкурсе в этом году. Тогда я сочла это знаком и решила попробовать еще раз. Мобилизовала силы, прикрепила имеющиеся у себя режиссерские экспликации, перевела все на английский и отправила. Когда я, спустя время, увидела себя в списках на очный тур, думала мне показалось и лихорадочно обновляла таблицу", - сказала победительница конкурса.

Она отметила, что дальше началось самое сложное. На постановку трех сценических миниатюр в очном туре отводилось по 10 минут. "У меня были три произведения, которые я выбрала из перечня, представленного на сайте конкурса. Это ария Марфы из оперы "Хованщина", дуэт из оперы "Дон Паскуале" композитора Гаэтано Доницетти и Хор цыган из оперы "Трубадур". Сложность была именно в том, чтобы успеть распределиться во времени - рассказать свой замысел артисту, жюри, поставить это здесь и сейчас и успеть показать фрагменты с начала до конца. Потому что, на мой взгляд, важно, чтобы артисты смогли пропеть материал до конца. Они ведь тоже выходят перед директорами театров, для них это тоже своего рода прослушивание. Я понимала, что в первую очередь мне нельзя подвести артистов, ведь они в меня верят", - поделилась лауреат "Нано-оперы".

Режиссуре оперного театра Екатерина Берез обучалась в магистратуре ГИТИСа в мастерской Дмитрия Бертмана. Бакалавриат победительница заканчивала в МГУ на факультете журналистики. С раннего детства она принимала участие в конкурсах в качестве вокалистки. "При каждом выходе на сцену я думала о том, как это сыграть. Меня вдохновляла Елена Васильевна Образцова. Она сама режиссировала все свои выходы на сцену. Я тоже старалась, даже если партия совсем небольшая или выступаю с хором, выдумывать себе взаимоотношения с моими коллегами по сцене, историю своего персонажа. Наверное, так я и пришла к мечте стать оперным режиссером", - рассказала Берез. По ее словам, уже будучи студенткой ГИТИСа, Дмитрий Бертман пригласил ее в социальный проект "Геликон-оперы" "Театротерапия". "Он предназначен для детей, прошедших лечения от различных зависимостей, и из неблагополучных семей. Мы вместе с ними делали музыкальные спектакли. Так и начались мои первые шаги в оперной режиссуре", - добавила она.

Желающим принять участие в VII "Нано-опере", которая пройдет в 2026 году, Екатерина Берез пожелала не бояться проигрыша и проявлять себя. "Мой педагог по актерскому мастерству как-то сказала мне, что все в жизни происходит вовремя. Поэтому ребятам я желаю быть яркими, не жить ожиданиями и самое главное не переживать о том, что они могут не так себя проявить. Ведь в любом случае участие в конкурсах такого масштаба - это колоссальный опыт, который дает не просто перспективы во вне, но и возможности внутреннего роста как творческой единицы", - сказала режиссер.