В Москве сразу четверо оперных звезд выступили в сольном формате
Такого звездного сияния давно не случалось: на концертных площадках Москвы сразу четверо оперных певцов из числа лучших исполнителей выступили в сольном формате. Итальянский тенор Витторио Григоло и русский бас Ильдар Абдразаков представили камерные вечера, азербайджанский тенор Юсиф Эйвазов и русская меццо Екатерина Семенчук выступили с симфоническими оркестрами.
В Большом зале консерватории Юсиф Эйвазов блестяще пел Верди, представив галерею самых трудных арий от Герцога из "Риголетто" и Рудольфо из "Луизы Миллер" до Манрико из "Трубадура", Радамеса из "Аиды", Альваро из "Силы судьбы" и Ричарда из "Бала-маскарада". Эффектный голос певца дарил редкое ощущение соприкосновения с настоящим оперным искусством. Даже несмотря на то, что сборный Фестивальный оркестр под управлением Дениса Власенко никак не мог найти подобающий темпоритм аккомпанемента, а молодые сопрано Дарья Рыбак и баритон Махир Тагизаде свидетельствовали лишь о возможно интересном своем будущем в профессии...
Солистка Мариинского театра Екатерина Семенчук, по-прежнему востребованная в мире, в Москве выступает нечасто. Певица всегда представляет программу умную и стильную. Ныне в Зале Чайковского с Российским национальным оркестром под руководством Александра Рудина исполнялась только французская музыка. Надо отдать должное дирижеру: в отличие от всех звездных концертов, о которых идет речь, Рудин не дал публике шанса на дурное поведение: пресек попытки аплодировать поперек музыки.
Самым спорным моментом концертов классики становится не в меру восторженная публика
На открытии вечера прозвучала сюита Равеля для оркестра "Моя Матушка-Гусыня", а в своем первом выходе Екатерина Семенчук потрясла исполнением "Поэмы любви и моря" Шоссона, передав весь мистический драматизм произведения. Равно как стансы "O ma lyre immortelle..." из оперы Гуно "Сафо". После роскошного исполнения этого трагического монолога концерт перешел в более шлягерное русло. Возникли бонусом не объявленные в программке Шарлотта из "Вертера" Массне и Далила из оперы Сен-Санса "Самсон и Далила", неизбежная Хабанера из "Кармен" Бизе.
Сильное впечатление оставило выступление в Зале Чайковского Ильдара Абдразакова с пианисткой Мзией Бахтуридзе. Была представлена монографическая программа из сочинений Мусоргского: прозвучали редко исполняемые романсы и вокальный цикл "Песни и пляски смерти". О душевной боли Абдразаков поет умопомрачительно красиво и очень проникновенно. Когда же дело доходит до сатирических номеров, доминирует подчеркнутая театральность, которая тенью проступала и в фатально-сакральных "Песнях и плясках смерти". Целостность картины, правда, нарушала публика - любовь к певцу она была готова выражать ежеминутно и даже между частями вокального цикла. Так, исполнение "Колыбельной" закончилось подношением букета, а "Серенады" - подарочного пакета. Певец великодушно не возражал против нарушения правил хорошего академического вкуса.
И уж совсем из берегов приличия вышла аудитория зала "Зарядье" на концерте Витторио Григоло. Люди просто стонали и грохотали от восторга. Певец, прекрасно знающий о своей способности восхищать, после первой канцоны Беллини мягко попросил тишины в паузе, но быстро сдался и даже стал потакать истеричному настрою зала. И каждый номер концерта стал похож на цирковую репризу: всемирно известный тенор бегал по сцене, посылая воздушные поцелуи дамам из публики, а пианист Кристиано Мандзони играл в ресторанном стиле. Интересная программа из итальянских песен утратила всякий эстетический смысл. Бисы оказались далеко от черты хорошего вкуса и чувства меры. А уж когда певец позволил безголосой девице из зала спеть с ним дуэтом Застольную из "Травиаты", вечер стал похож на дурную пародию. Известно, что певец любит подобные фокусы, так почему бы организаторам его концертов не побеспокоиться заранее о квалифицированной "подсадке" в зал молодой профессиональной певицы? Тем более, что всех певцов, кроме Ильдара Абдразакова, давших сейчас концерты в Москве, представлял самый престижный оперный агент опытнейший Алессандро Ариози. А в выступлении Григоло, обладающего, быть может, самым красивым тенором сегодняшней мировой оперы, от настоящего вокального искусства в этом концерте была лишь ария Каварадосси из оперы Пуччини "Тоска", которую певец исполнил без ужимок и прочей шелухи с искренним, а не показным чувством.
Кстати
Ныне без оперных звезд не останется и Северная столица. 31 мая в традиционном гала-концерте по случаю дня рождения Санкт-Петербурга в вечере под открытым небом "Классика на Дворцовой" уже второй раз выступит Витторио Григоло, к которому присоединятся сопрано из "Топ-10 восходящих звезд" Джулиана Григорян (Армения), меццо-сопрано Пумеза Матшикиза (ЮАР) и Майя Гоур (Израиль), также бас из Бразилии Матеус Франса. Также с дебютом в этом проекте выступят российские певцы: лауреат Конкурса королевы Елизаветы и Международного конкурса вокалистов Монсеррат Кабалье сопрано Юлия Музыченко, обладатель Гран-при Международного конкурса вокалистов Хосе Каррераса тенор Игорь Морозов и финалист престижнейшего конкурса Operalia Пласидо Доминго баритон Семен Антаков.