В Музее современной истории России открылась выставка художников "мягкой" пропаганды Щегловых

В музее современной истории России открылась выставка, рассказывающая о столетней династии русских художников Щегловых. Жизнь членов этой талантливой семьи протекала на фоне ключевых для страны периодов: революции, мировых войн, Хрущевской оттепели и множества других событий. Что объединяет трех представителей фамилии, писавших совершенно в разных стилях? Каждый из них был мастером "мягкой" пропаганды.

В Музее современной истории России открылась выставка художников "мягкой" пропаганды Щегловых
© Российская Газета

Выставка приурочена к 90-му юбилею заслуженного художника-графика Николая Щеглова. Однако первым художником, прославившим фамилию, был его отец- Валериан Васильевич, за которым пришел в профессию младший брат Георгий. Каждый из них живо отзывался на происходящие вокруг события. Сегодня их работы хранятся в Историческом музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и украшают частные коллекции.

Фото: Дарья Валиахметова/РГ

Основатель династии Валериан Щеглов (1901-1984) был учеником Александра Бенуа в Школе Общества поощрения художников в Петрограде. Первые его агитационные картины посвящены Первой мировой войне. Самая ранняя работа на выставке датируется 1918 годом и изображает уставшего русского солдата. У него больше нет сил сражаться, и грозный кулак он направил не только против врага, но и против противного для него строя.

Фото: Пресс-служба музея

Щеглов был иллюстратором фундаментального издания "История Гражданской войны", поэтому в экспозиции можно увидеть картины, посвященные восстанию на броненосце "Потемкин" и другим эпизодам Первой русской революции. Важно подчеркнуть скрупулезность художника, который встречался с участниками событий, чтобы создать сюжет.

Фото: Пресс-служба музея

В более спокойные годы он отдался работе над иллюстрациями, прославляющими героев мирного времени - создал известный всем образ смелого полярника Папанина, дрейфующего на льдине в Гренландском море.

Его сыну Николаю Щеглову выпала судьба творить во время Хрущевской оттепели. С его картин улыбаются приветливые лыжники, бегуны и пловцы, к физической форме которых должны были приближаться советские люди. Изящные студентки с книгами в руках, восторженные лица в зале консерватории.