"Страсти по Торчалову". По одноименной пьесе Никиты Воронова на малой сцене театра "Модерн". Режиссер Шамиль Мухамедов.
Что же получилось? Качество действительно на уровне. К актерской игре – претензий нет. Основные роли сыграли актеры старшего поколения: Александр Борисов (Торчалов), Надежда Меньшова (Лиза), Алексей Багдасаров (Кушкин/Женя). И, конечно, виден класс. Но до идеала все-таки спектакль не дошел, хотя мог бы. В чем же проблема? Давайте разбираться. Пьеса была написана в 1997-м году и является типичным произведением своего времени, которое давно закончилось. Сюжет у нее, с одной стороны, прост. Очень крупный чиновник-реформатор попадает на тот свет. В некое чистилище, которое представляет из себя общагу. Выйти оттуда он может, только если вспомнит свой самый большой грех. А на это может потребоваться не год, не два, а целое столетие или даже больше. Идея хорошая? Да. Проблема в том, что показанные герои – слишком уж из 90-х. Даже если кто-то из героев видел Пушкина, а кто-то расстреливал Николая Второго – все равно они из 90-х. Тогда это было актуально, смешно, интересно. Лев Дуров, открывший эту пьесу для московской публики, поставил ее в театре на Малой Бронной спустя десятилетие после написания и успел захватить нужное время. Но сейчас не 90-е и даже не двухтысячные. Сейчас 2020-е. И герои, к сожалению, устарели. Мне не интересно смотреть за судьбой чиновника-реформатора 90-х годов. Половину спектакля не за действием наблюдал, а думал, кто же скрыт под Торчаловым? Черномырдин? Гайдар? Чубайс? Задачка конечно, забавная, но я же не на квест пришел, а в театр. Сейчас другие персонажи, другие характеры, другое мировоззрение. Увы, но спектакль остался где-то в 90-х. Сидел в зале, и казалось мне, что я действительно на машине времени отправился на 30 лет назад. Вот тогда я бы точно похлопал, порадовался бы, отметил бы эту постановку. Сейчас – увы… Для успешной постановки сейчас пьесу требовалось бы очень серьезно дорабатывать, перерабатывать, актуализировать, разумеется, оставив общую канву. Сейчас другие чиновники, другие реформаторы. Я-то, конечно, помню чиновников из 90-х, но более молодому поколению образ Торчалова будет непонятен, не близок. Поэтому постановка немножко застряла во времени. А в некоторых случаях вообще получалась какофония. Постановка вроде бы из 90-х, а звучащая музыка в стиле 60-х. Также необходимо было определенные моменты сократить, а кое-какие, напротив, усилить. Темп спектакля берется высокий – сразу напряжение, интрига, но в середине темп теряется, действие затягивается. Какой выход? Либо сокращать текст пьесы, либо учиться у худрука "Модерна" Юрия Грымова. Грымова можно любить, можно не любить, но стоит констатировать факт, что он никогда не допускает скучных моментов в своих постановках. Как только действие немного проседает – раз, и музыкальный номер. (Как это было в спектакле "Вероника решает" — сложная тема, сложные слова, зритель немного поплыл – и раз – музыка, танец. И информация усваивается гораздо лучше, и зритель не скучает). Здесь, увы, этого сделано не было, хотя музыкальные номера напрашивались. То, что актеры могли бы их исполнить, нет сомнения. И я говорю не о длинных танцах на несколько минут, хотя бы секунд 30. Уже разрядка. Но нет. В начале спектакля музыки было много, ближе к концу – катастрофически мало (заметил: чем меньше музыки, тем ниже темп). Когда подобный перекос обусловлен режиссерским замыслом – тогда это логично. Здесь – явно нет. То есть режиссеру есть над чем работать, над чем подумать. И, тем не менее – несмотря на все претензии, дебют Шамиля Мухамедова удался. Это действительно талантливый многообещающий режиссер, которому надо учиться (и это нормально, логично, в этом нет ничего страшного). Поэтому я рекомендую данную постановку. В первую очередь – зрителям возраста 40+. Будет неплохое путешествие в прошлое, будет интрига и крайне парадоксальная, но очень интересная развязка. При этом у зрителя возникает желание и о вечном подумать. Я бы искренне посоветовал Шамилю Мухамедову для следующей постановки взять что-нибудь из совсем современной драматургии (Данилов, Мошина, Яблонская), показать то, что лично для него будет актуально, живо. И надеюсь, следующий спектакль уже станет настоящим событием театральной Москвы.